Насколько действительно тот ажиотаж, который возник вокруг курса доллара и евро искусственен или, наоборот, крайне важен? На эти и другие вопросы отвечают гости программы «Пульс города» политолог Юрий Светов и заведующий кафедрой банков и финансовых рынков СПбГЭУ Юрий Новиков.

Юрий Зинчук, ведущий: «Здравствуйте, уважаемые коллеги. Первый вопрос. Начнем с Путина. Что вы услышали и чего не услышали в заявлениях Путина? С вашего позволения, сразу же отвечу я. Я не услышал какой-то стали в голосе, рыка. Если хотите, простите за жесткое слово, крови. Крови тех, кто запустил ситуацию до такого состояния. А что услышал – да, ситуация не самая радостная, всё под контролем, каждому надо работу работать, дело делать и заниматься выполнением своих задач. Что вы услышали, что не услышали? Юрий, начнем с вас».

Юрий Светов, политолог: «Я услышал в том, что говорил Путин, убежденность, что ситуацию можно разрешить. Второе – важные слова о его собственной ответственности, о готовности отвечать. Слова о том, что через два года мы должны преодолеть это. Между прочим, в 2016 году выборы в Государственную думу. И это может резко сказаться на всей политической конфигурации. Что я не услышал? Для начала скажу, что не услышал ряд моих знакомых. Они не услышали слов Путина о том, что с завтрашнего дня будет снова доллар 30, евро 40. Они не услышали, что будет резкое снижение цен. Я не услышал, кто виноват. Я услышал, что делать, но мне не хватало того, как мы будем это делать. Конкретного алгоритма, дорожной карты – этого не было».

Юрий Новиков, заведующий кафедрой банков и финансовых рынков СПбГЭУ: «Времени практически не было для того, чтобы он что-то смог сформулировать. В глазах тех, кого все считают виноватыми, была растерянность. На самом деле, мне показалось, что президент очень грамотно вел свою речь. Он, видимо, знает главное правило, что деньги любят тишину и их пугать нельзя. Поэтому очень взвешенно и спокойно говорил с уверенностью и спокойной твёрдостью в голосе. То, что он накажет, разберется – это понятно. Но нельзя демонстративно устраивать порки. Менять команду матросов во время бури никак нельзя. Корабль успеет утонуть».

Юрий Светов, политолог: «Встреча с бизнесменами – разговор в тишине».

Юрий Новиков, заведующий кафедрой банков и финансовых рынков СПбГЭУ: «Я думаю, что да. Это как раз разговор о том, что, товарищи, давайте жить дружно. А кто виноват – разберемся. Всем раздадим всё, что надо. А теперь – давайте засучим рукава и будем работать».

Юрий Зинчук, ведущий: «Юрий, вы экономист. Вы говорите о том, что нельзя менять команду матросов на корабле во время бури. Я-то журналист. Мне хочется каких-то ярких публичных действий».

Юрий Светов, политолог: «Если бы действительно так все качалось, надо было приступать, боярина с крыльца бросать. Пока, видимо, до этого не дошло».

Юрий Зинчук, ведущий: «Есть еще порог, до которого можно дойти. Юрий, а что вы не услышали?»

Юрий Новиков, заведующий кафедрой банков и финансовых рынков СПбГЭУ: «Я не услышал программы, дорожной карты. Это, видимо, не его задача. Это задача главы Центробанка. События произошли настолько стремительно, некоторые люди действовали настолько безответственно, что это было как ушат холодной воды. Это был шок. Была растерянность первые два дня. Было видно. Чтобы преодолеть эту растерянность, нужны были действия».

Юрий Зинчук, ведущий: «Я абсолютно с вами согласен. Знаете, что меня поразило? Меня поразило, после того, как ЦБ объявил о повышении процентной ставки до 17%. И лишь на следующий день мы увидели на всех телеканалах, где сидит грозный премьер-министр, Набиуллина, Улюкаев. Почему раньше этого не было?»

Юрий Новиков, заведующий кафедрой банков и финансовых рынков СПбГЭУ: «Нельзя этого было делать ночью. Это надо было делать в режиме прямой трансляции. Постановочно, но чтобы всем людям было понятно, как и что. Я был за границей в 2008 году, когда в Европе был кризис. Наблюдал, как примерно в течение 10 часов английский парламент обсуждал, что делать с банками. В прямом эфире. Премьер-министр потел, плакал – все что угодно, но отвечал на вопросы. В прямом эфире».

Юрий Светов, политолог: «Я сегодня читал анализ деятельности нашей думы. И там вопросы экономики и всего, что связано с этим, занимает меньшее место. Они строят государство, права, а вопросы экономического развития страны занимают очень мало места».

Юрий Новиков, заведующий кафедрой банков и финансовых рынков СПбГЭУ: «Это очень острые, сложные вопросы. За них придется отвечать».

Юрий Зинчук, ведущий: «Спасибо большое. Теперь такой вопрос. Вы только что посмотрели репортаж. Эти опустошенные полки, драки в автосалонах, очереди в элитные магазины. Это что – это нормально, естественно? Или это какая-то наша специфика? Как вы объясняете такое поведение наше».

Юрий Светов, политолог: «Я бы разделил на две части. Для старшего поколения – память о прошлом. Все послевоенные годы (я тоже это помню) очереди, нехватка. Это сидит в генетической памяти. А с другой стороны – мы обычная капиталистическая страна. Там, как кризис надвигается, делают то же самое. Люди полагают, что деньги надо вложить. Это естественное поведение людей. Задача власти – эту панику сбивать. Я не исключаю, что кто-то из торговых сетей играет на этом».

Юрий Новиков, заведующий кафедрой банков и финансовых рынков СПбГЭУ: «Я увидел низкую финансовую грамотность населения. Отсутствие дисциплины. Кризис 1999 года в Южной Корее показал, как там все строем пошли сдавать золотые украшения. Все ждали и понимали, что делать. У нас, к сожалению, вырвался этот джин, интернет сыграл свою роль, ТВ, слухи».

Юрий Светов, политолог: «Чего я не услышал у Путина. Его спрашивали о деноминации рубля. Эта тема ходила, он не ответил на этот вопрос».

Юрий Новиков, заведующий кафедрой банков и финансовых рынков СПбГЭУ: «Деноминация возможна только тех денег, которые  привязаны к товарной массе. У нас рубль привязан к другим валютам. Поэтому деноминировать что к чему? Когда всё висит в воздухе, как сравнить, когда нет шкалы отсчета?»

Юрий Зинчук, ведущий: «Вопрос, который задают многие петербуржцы. Я типичный горожанин. Не олигарх, не банкир. Что мне делать? Бежать закупать валюту? Или гречку?»

Юрий Новиков, заведующий кафедрой банков и финансовых рынков СПбГЭУ: «Можно и гречку. Но что делает нормальный человек. Ему рассказывает его руководитель, уволят – не уволят, он рассчитывает бюджет семьи, ужимается в расходах, покупает максимально необходимое, максимально дешевое. Пишет на бумажке, советуется с женой, приходит к знакомому экономисту».

Юрий Светов, политолог: «Я полностью согласен: больше доверять жене. Женщина точнее знает, как тратить деньги. Я много раз переживал, когда государство трясло. Не надо дергаться. На бога надейся – сам не плошай. Это самая правильная позиция в такой ситуации».

Юрий Зинчук, ведущий: «Всё-таки чувство тревоги есть. Я не говорю о тех людях, которые взяли кредиты в валюте. Им можно только посочувствовать»

Юрий Новиков, заведующий кафедрой банков и финансовых рынков СПбГЭУ: «Их всего 30 000 по России. Уже посчитали. Раз посчитали, уже хорошо».

Юрий Зинчук, ведущий: «Относительно тех людей, у кого кредиты в рублях. Могут ли банки сейчас менять ставки в одностороннем порядке?»

Юрий Новиков, заведующий кафедрой банков и финансовых рынков СПбГЭУ: «Видимо, разговор с банками следующий: мы вам проводим рекапитализацию, создаем преимущество, а вы не душите социальную прослойку».

Юрий Светов, политолог: «Вопрос в таком: государство заявлено как социальное. Значит, в этих вопросах оно должно свою роль выполнять. Постараться, чтобы люди не пострадали».

Юрий Новиков, заведующий кафедрой банков и финансовых рынков СПбГЭУ: «И смысла нет никакого душить. Сумма тех кредитов, которые выданы населению, несопоставима с суммой, выданной промышленности и торговле. Вред будет нанесен такой, что трудно описать».

Юрий Зинчук, ведущий: «И последний вопрос. Как вы думаете, Петербург насколько готов вызовам, которые бросает время?»

Юрий Новиков, заведующий кафедрой банков и финансовых рынков СПбГЭУ: «Петербург полностью готов. И его инфраструктура сложилась давно, начала закладываться 300 лет назад. Здесь есть всё, что надо. Тут даже сельское хозяйство можно развивать».

Юрий Зинчук, ведущий: «Закрытая система Санкт-Петербург».

Юрий Светов, политолог: «Я разговаривал с одним очень крупным строителем. Он рассказал, что видит возможности в нынешней ситуации. У нас говорят: зачем мы связываемся с Китаем? Китайцы не дают кредитов. Мне кажется, если грамотно работать на восточном направлении, то мы получим какую-то компенсацию того, что мы потеряли на Западе».