В Эрмитаже открылась выставка царских подарков. Предметы роскоши авторы экспозиции собрали в одном из залов Главного штаба. По словам специалистов, именно дары раскрывают не только историю императорской семьи, но и особенности взаимоотношений с лидерами других стран.

Например, золотая книга с подписями французских мэров и глав сообществ, которые в свое время хотели присоединиться к России. Что и по какому случаю было принято дарить царским особам, знает Александра Ли.

Александра Ли, корреспондент: «На вопрос какие дары оказались неугодны их адресатам, хранители Эрмитажа уклончиво отвечают: дескать, императоры были людьми учтивыми и таких свидетельств не оставили. Однако этот кубок — подарок Петру Первому — некогда усыпанный портретами, большую часть из них утратил. Императрица Екатерина Вторая, известная своей камейной «болезнью», буквально распотрошила его. Но этот, как бы сейчас сказали, акт вандализма — ярчайшее свидетельство того, что подарок пришёлся по вкусу. Пусть и чужой».

Чужие подарки: золотые кубки, шкатулки с бриллиантами в советское время были переплавлены или распроданы. Чудом уцелело около 400 даров. Ювелирные украшения, оружие, деньги, письменные принадлежности, музыкальные инструменты и даже бивни — эти предметы роскоши и раньше могли увидеть посетители музея, но только сегодня на специальной выставке всё это богатство собрали в одном месте. 

Тамара Реппе, заведующая отделом западноевропейского прикладного искусства Эрмитажа: «Я не могу сказать, что сильно учитывались вкусы тех, кому дарят, с другой стороны, подарок, естественно, должен был понравиться. Поэтому выбирали всегда тщательно».

На свадьбы было принято дарить сервизы, некоторые из них насчитывали несколько сотен предметов. Чтобы не перегрузить витрины, такие экспонаты представлены 5-6 предметами. Это сейчас консулы обмениваются лишь тем, что поместится в дипломат, сетуют музейщики. 

Александра Ли, корреспондент: «Какой самый необычный?» 

Тамара Реппе, заведующая отделом западноевропейского прикладного искусства Эрмитажа: «Необычный для меня — это стол Лотарингии, который был подарен Александру Третьему. Когда русская эскадра пришла в Тулон. Здесь зашифровано всё: даже изображены капли-слёзы Лотарингии, которая плачет по германскому засилью. И она больше всех была заинтересована в союзе с Россией. 

Александра Ли, корреспондент: «Вот это слёзы?» 

Тамара Реппе, заведующая отделом западноевропейского прикладного искусства Эрмитажа: «Вот это капельки-слёзы, они сделаны из стекла».

Стол со слёзными мольбами о русском покровительстве — лишь дополнение к подарку. Главный объект — 60-килограммовая «Золотая книга Лотарингии», в переплёте из красного бархата с золотым и серебряным тиснениями, с подписями французских мэров и глав сообществ — всех, кто так сильно хотел присоединиться к России. А вот, к примеру, дар от турецкого шаха — детский кафтан — был привезён в честь присоединения Крыма к Российской империи. Символичные подарки в современных реалиях играют новыми красками. 

Михаил Пиотровский, директор Государственного Эрмитажа: «Дары рассказывают об истории дипломатии. О связях, которые были, о связях, которые порвались. О связях, которые только намечались и состоялись в результате в истории XX века. Это вместе рассказывает ещё и о разных культурах на Западе и Востоке. И самых вершинах этих культур».

На правах «императора» всех музеев в год своего 250-летия Эрмитаж тоже получает дары. К открытию выставки в будущем зале модерна появились люстры из знаменитого муранского стекла. И ещё 7 десятков предметов искусства, уже современного. Под экспонатами имена 40 авторов, собранных воедино известным коллекционером Хелен Друтт Инглиш. Впервые за 2 года музей обменивается с американской стороной. 

Хелена Друтт Инглиш, галерист, коллекционер: «Дары из Америки проделали свой путь в Санкт-Петербург. И эти работы, мы будем надеяться, являются катализатором обмена, который последует в будущем. Инициатива даров родилась ещё в 2012 году на встрече с доктором Пиотровским, тогда возникла концепция отбора предметов. И вот теперь на выставке представлено 74 вещи».

Место для выставки тоже символичное. Здание Главного штаба, где раньше располагалось Министерство иностранных дел. Где как не здесь искусство может способствовать установлению дипломатических отношений.