Этим вопросом сейчас задаётся чуть ли не каждый петербуржец. Продуктовый набор предстоящего 15-го года будет отличаться от уходящего 14-го. С введением торгового эмбарго каналы поставок овощей, фруктов и другой продукции значительно изменились. Павел Архипкин узнал, кто теперь обеспечит праздничный стол.

Павел Архипкин, корреспондент: «До введения торгового эмбарго основными поставщиками фруктов были Испания и Польша. Теперь же значительную часть сладких плодов по морю доставляют из ЮАР, а грузовики везут их из Сербии. Эта страна существенно увеличила поставки фруктов. В этой машине почти 20 тонн яблок».

Скрупулезный досмотр — гарант того, что ни одного запрещенного товара не попадет на прилавки. Сначала под пристальным вниманием внешний вид продуктов, все фиксируют на фотоаппарат. Потом переходят к делам бумажным. Главный документ после введения в начале августа продовольственных санкций — сертификат о происхождении продукции.

Мария Мокрова, главный государственный таможенный инспектор отдела таможенного оформления и таможенного контроля: «Все документы представляются в электронном виде. Проверяются оригиналы сертификатов о происхождении товаров. На предмет их подлинности, признаков фальсификации и помарок. Бывало, что нет печати».

Работы на таможенных пунктах существенно поубавилось. Но в Петербург по-прежнему поступают миллионы тонн продовольствия.

Артем Скакун, пресс-секретарь управления Россельхознадзора по СПб и ЛО: «Из всех поступающих в Россию грузов боле 50-ти процентов грузов животного происхождения и около 25-ти процентов растительного происхождения ввозятся именно через пункты пропуска, расположенные на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области».

Поставки яблок, груш, персиков и мандаринов сократились незначительно. Доля стран, попавших под санкции, составляла всего четверть от их общего количества. Государства балканского полуострова — Сербия, Албания и Турция не упустили свой шанс подсластить жизнь россиян вместо европейцев. Товаропоток мяса, по словам таможенников, и вовсе остался прежним, просто теперь главные поставщики — страны Латинской Америки — Бразилия, Аргентина, Чили. Хуже дела обстоят с рыбой.

Дмитрий Павликов, начальник южного таможенного поста Санкт-Петербургской таможни: «Рыба упала на 90 процентов. Была Норвегия. Теперь Фарерские острова. Но их поставки незначительны. Примерно 1-2 машины в неделю. Раньше оформляли до 10-ти в день».

Любителям финских и прибалтийских молочных продуктов приходится особенно нелегко — заменить объемы их поставок пока не удается. Но здесь активно подключились Беларусь и отечественные фермеры. Даже технологии производства твердых сортов сыров таких как пармезан, наши сыроделы тоже освоили.

Марина Каган, член правления сети гипермаркетов: «Сама технология производства этих сыров очень сложная. Очень мало стран производит эти сыры. Они ими славятся. Это Италия и Франция. Даже Швейцария не предлагает такой ассортимент. Вот с сырами проблема остается, но мы работаем с отечественным производителем».

Ретейлеры признаются, сложности возникли только в первый месяц эмбарго, пока меняли поставщиков. В целом крупные гипермаркеты не почувствовали сильных изменений. Из главных плюсов отмечают то, что на столы теперь попадает больше российских продуктов.