Сегодня старейший в России петербургский монетный двор отмечает юбилей, 290 лет. В изделиях его мастеров отражены все ключевые события жизни государства за несколько веков. Военные победы, политические, социальные, культурные события можно разглядеть на монетах, наградах и памятных знаках. Особо охраняемый объёкт посетил Алексей Жуков.

Сюда пускают не всех работников, а для прохода нужно снять одежду и пройти взвешивание, чтобы ничего не пронести и тем более — не вынести. Журналистам доверились и устроили экскурсию в святая святых Монетного двора.

Алексей Жуков, корреспондент: «Нет такого нумизмата на планете, который бы не мечтал побывать здесь. "Мюнцкабинет" Монетного двора Санкт-Петербурга. Здесь хранятся практически все монеты, медали и награды, когда-либо напечатанные в Санкт-Петербурге. Но для знающих самое главное хранится вот тут. Это так называемые инструменты или матрицы, по которым и создаются все эти бесценные вещи».

За последние 290 лет в истории страны не было таких знаменательных событий, память о которых не отчеканили бы в металле. Еще при Петре I знали, если государство может делать монету, значит «и положение высокое имеет». В XVIII веке здесь научились выделять драгметаллы и тем самым сняли Россию с золотой иглы. До этого аурум, аргентум и даже купрум экспортировали из Европы. Для производства денег в Монетный двор поставляли самое передовое оборудование.

Сергей Корнилов, главный художник Санкт-Петербургского монетного двора: «Молодежь тоже сейчас вот учится, она приходит и, следуя нашим пожеланиям, делает, старается делать в сфере классики, того чему нас учили. И мы передаем это, конечно».

Обычные деньги здесь больше не чеканят. Теперь куют жетоны метрополитена, юбилейные рубли, ордена и медали вплоть до звезды героя России и даже олимпийские награды к сочинским играм.

Каждое изделие начинается с эскиза художника, затем скульптор делает гипсовый слепок и отливает его в металле, гравер проверяет детали и только потом нулевой образец попадает в тираж.

Андрей Мякишев, наладчик штамповочного оборудования: «На этой монете не допускается, она, знаете, как зеркало: все липнет, все прилипает и наэлектризовывается, то есть если взять зеркало, подержать его буквально минуту, на нем образуется слой пыли. Так же и здесь: не успел, все попала пылинка — брак».

Каждым изделием независимо от его номинальной стоимости на предприятии гордятся.

Юрий Павлов, директор Санкт-Петербургского монетного двора: «Они все по-своему уникальны, все по-своему хороши и как говорил генеральный директор, ряд из них получает какие-то призы на разных форумах, в том числе международных».

Работники к окружающему богатству привыкли. Но отношение отнюдь не равнодушное, а строго профессиональное.

Аркадий Трачук, генеральный директор ФГУП «Гознак»: «Поверьте, что у большинства людей, которые работают на "Гознаке", не только на Монетном дворе, но и на предприятиях, которые печатают банкноты, отношение к банкнотам, к монетам — это отношение к продукции, если человек за этим видит реальные деньги с реальной номинальной стоимостью, он не сможет работать просто психологически».

Сразу после Нового года в обращение выйдет десятирублевка из серии города воинской славы. С гербом Калача-на-Дону. Нумизматы оценивают ее как минимум в два раза дороже номинала. Даже самые простые монеты, сделанные Санкт-Петербургским монетным двором, могут дорого цениться из-за своего небольшого тиража. Медный рубль, выпущенный в 2003-м коллекционеры перепродают в 10 000 раз дороже. Металлические диски белого цвета были выпущены мизерной партией.