Петербуржцы заварили кашу. Как и в 2010 году, гречневую. Уже несколько дней в СМИ муссируется тема исчезнувшей с прилавков крупы и невероятно высоких цен на ту, что еще где-то осталась.

Но вот сами предприниматели опровергают разговоры о дефиците гречки и повышении цен на нее. 

Ситуацию обсуждали в правительстве Петербурга. Чиновники пришли к выводу, что ажиотажный спрос носит неоправданный характер. Наш корреспондент Ольга Фомина сегодня весь день ходила по магазинам.

— Еду в машине. Сегодня целый день говорят про гречку. Я на всякий случай решила купить три пачки, потому что в семье у меня все едят гречку с утра до вечера. 

Петербург взбудоражен слухами о дефиците гречки. В СМИ появилась информация, что популярный продукт исчез с прилавков, продают его по бешеным ценам, а в некоторых магазинах якобы даже ввели ограничение не более пяти пачек в руки. 

Ольга Фомина, корреспондент: «В поиски дефицитного товара мы отправились в один из гипермаркетов города. Что мы видим — от ассортимента гречневой крупы разбегаются глаза. Ажиотажа и очередей нет. Но на всякий случай мы решили взять несколько пачек впрок». 

— Это безобразие. Если ажиотажа нет, зачем по радио говорить.
— Зашла посмотреть. Ничего не пропало, все на месте.
— Дефицита не заметил, ажиотажа тоже. Всегда полки полные.

Но кто заварил гречневую кашу? Сами предприниматели опровергают информацию об ограничении продажи гречки. Ситуация находится под контролем, уверяют они. 

Михаил Маликов, замдиректора по розничным продажам гипермаркета: «Спешу вас уверить, что с гречкой проблем нет. По уровню цен подорожание было, но оно не было значительным. С запасами товара, его наличием на полках проблем нет и вряд ли предвидятся. Наличие товара. Если честно, ни одного человека с полной тележкой не видел. В интернете была информация, но это утка».

Любовь Селукова, руководитель отдела «Бакалея»: «С поставщиками связывались. У всех все есть. Народ хочу успокоить. В стране не будет проблем с гречей».

Ситуацию с крупой обсуждали и в правительстве города. По данным Петростата, цены на гречку все же выросли. За неделю она подорожала в Петербурге на 3,5%. Насколько это обоснованно, проверит Федеральная антимонопольная служба. Комитет по развитию предпринимательства попросил оптовые компании предоставить информацию о ценообразовании.

Эльгиз Качаев, глава комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга: «Недобросовестные спекулянты специально нагревают ажиотаж. И таким образом сбывают старый товар. Мы будем с этим разбираться».

В погоне за крупой многие не замечают реального подорожания продуктов питания. Курс валюты отразился на цене фруктов и овощей. Например, стоимость некоторых сортов рыбы выросла в два раза. Продукты дорожают, но меньше их не становится, так же как и гречки. Как заявили сегодня в Минсельхозе крупы в стране хватит всем. Запасы настолько велики, что излишки можно даже экспортировать.

Похоже, ритейлеры научились входить в одну реку даже не дважды, а регулярно. Фраза «Гречка подорожает, а соли не будет» действует на тысячи россиян магически. 

Справка

Гречка уже второй раз становится жертвой спекуляций. Четыре года назад крупу тоже начали внезапно сметать с прилавков. В результате запасливые покупатели еще долго доедали крупу, а за время ажиотажа цена на гречку выросла в два раза. Примерно тоже самое произошло и сейчас. 

Вспомним 2006 год. Сарафанное радио разнесло тревожный сигнал — пропадет соль. В считанные дни залежи этого продукта исчезли с прилавков. Соль никуда не делась. Покупатели превратили свои квартиры в соляные склады, продавцы подсчитывали прибыль. 

2008 год, если кто-то не помнит, стал годом растительного масла. Ритейлерам и производителям так хорошо удалось взбудоражить народ. Проблемы даже всерьез обсуждали на уровне правительства России.

Если взглянуть на изобилие царящее на прилавках сейчас — паника шестилетней давности кажется как минимум смешной. Чего не скажешь о прибылях, которые получили устроители спектакля. 

Похоже, пока сеятели паники входят в одну и ту же реку, покупатели наступают на один и те же грабли.