Андрей Могучий отправился за поисками ответа на трудный вопрос. В БДТ готовится к показу премьерная постановка по роману Чернышевского «Что делать?».

Станет ли происходящее на сцене экскурсией в прошлое или, быть может, Могучий решил раскрыть новые смыслы классики? Об этом знает Татьяна Баженова.

Очередной эксперимент на сцене Андрей Могучий задумал год назад. Режиссер перечитал роман Чернышевского и, как рассказывает, не узнал произведение школьной программы. Открылись совсем другие смыслы. 

Андрей Могучий, художественный руководитель БДТ имени  Г.А.Товстоногова: «Несмотря на всю его утопичность и все прогнозы, который ХХ век перечеркнул, там прежде всего поразительна любовь к человеку. И эту ситуацию мы попытались исследовать, как и они пытались исследовать». 

Для трудного материала соответствующая сценография. Почти все решено в черно-белом цвете, на заднем фоне огромный экран с титрами, справа на кулисах тени героев. Даже зрителей рассадят иначе — не в отреставрированном зале, а в построенном амфитеатре. Такую металлическую конструкцию в классических интерьерах смонтировали впервые. 

Герои на сцене — как заведенные. Они повторяют одни и те же фразы по несколько раз. В доме Веры Павловны творится полный абсурд. И хотя центральная фигура романа в новой версии — современная женщина, а вовсе не барышня ХIХ века, мечты о свободе и вольнодумии всё те же. 

Нина Александрова, исполнительница роли Веры Павловны: «Свобода — это же такая штука… Действительно для каждого своя. Я играю про то, что меня греет. Та свобода, про которую я вам не расскажу, потому что это личное. Я попытаюсь это донести зрителю». 

Премьеру Могучего на основной сцене БДТ отыграют молодые артисты и стажеры. Именно такой состав исполнителей режиссер счел подходящим для любопытной постановки. Одного из героев — автора, то есть самого Чернышевского, исполнит вообще не актер, а режиссер театра Борис Павлович. Это его первый опыт работы в подобном амплуа. Дебютант признался, что спектакль рождался в тяжелых мыслительных муках. 

Борис Павлович, исполнитель роли автора, режиссер БДТ имени Г.А.Товстоногова: «Никто из нас не подпишется под какой-то новой инструкцией, как надо жить дальше. Весь репетиционный процесс был не столько отбор текста или поиск психологических ходов персонажа, поиск даже не ответа на вопрос: «Что делать?», а вопрос о правильности постановки вопроса, правильного определения контекста вопроса, чтобы начинать на него отвечать». 

Татьяна Баженова, корреспондент: «Главный вопрос Чернышевского для труппы и зрителей БДТ, кажется, стал сакральным. Уже на входе в зал гости то и дело восклицают: Что делать? Вот и нашу съемочную группу после короткого показа к сцене больше не пустили. И опять все тот же вопрос… Похоже, сугубо риторический».