Не только учёные, но и целый мир сейчас взбудоражен фотографиями и звуковыми сообщениями с кометы Чурюмова-Герасименко, на которую европейцам всё-таки удалось посадить зонд. Всем уже известно, с приземлением он немного промахнулся и батарея на исходе. Но наверняка немногие знают, что к историческому моменту приложили руку и петербургские учёные. Александра Ли пообщалась с участником большого космического события.

Этот звук, больше похожий на брачный зов, весь мир уже нарёк «голосом кометы» 67Р Чурюмова-Герасименко. Невооружённому уху он был бы неслышен: громкость увеличили почти в 10 тысяч раз. Запись зафиксировали приборы на борту орбитальной станции с куда более романтичным именем «Розетта». Почти 10 лет она бороздила космические просторы в поисках кометы, открытой советскими учёными в далёком 69-м. К счастью, «Розетта» не была одинока: всё это время её сопровождал зонд «Фила», и как истинному джентльмену 12 ноября именно ему выпала честь состыковаться с холодным небесным телом.

Стефан Уламец, ответственный за приземление: «Мы там, "Фила" ведёт связь с нами. Первое, о чём он рассказал, — это то, что выпустил гарпуны, шасси были также развёрнуты, таким образом, мы на поверхности. "Фила" говорит с нами».

Общаются «Фила» и «Розетта», как и все современные существа с интеллектом, пусть даже искусственным, в социальных сетях — там же обмениваются свежими фото из космоса. Недавно «Фила» поделился в своём твите впечатлением о захватывающем дух виде, который открылся ему. Сейчас «портреты» 67Р изучают на Земле. Уже понятно, что стыковка космического аппарата с поверхностью небесного тела сопоставима с первым полётом человека в космос и высадкой астронавта на Луну. И вот европейский ответ Советскому Союзу и американцам. Отдать лавры европейцам готовы, правда, не все. Петербургские коммунисты обвиняют Запад в рейдерском захвате кометы. И уже хотят инициировать иск в ООН с требованием возместить неустойку.

Сергей Малинкович, руководитель коммунистической организации: «На фоне санкций, на фоне агрессивной политики, которая ведётся со стороны Евросоюза, мы считаем, никаких нет оснований спускать это просто так. Пожалуйста, откройте комету сами и делайте с ней всё, что хотите. Мы бы считали правильным, если бы такого рода небесные тела патрулировались бы космическими войсками».

Российские физики, как выяснилось, тоже внесли свою лепту и не где-нибудь, а в петербургском Политехе.

Николай Быков, научный сотрудник Политехнического университета: «В конце 90-х годов в рамках проекта "Розетта" к нам обратились европейцы с просьбой помочь в создании модели околоядерной атмосферы кометы. Рассчитать момент стыковки, вектор начального импульса, самое главное — знать параметры кометной атмосферы для того, чтобы правильно посадить космический аппарат».

Группу петербургских учёных возглавил Герман Лукьянов, расчётами в 90-х не ограничились. В нулевых одного из участников проекта пригласили в Париж. Он и по сей день работает над ним. Говорит, ещё вчера принимал сообщения о стыковке из космоса, а сегодня для разговора с нашей съёмочной группой по телефону вынужден выбегать на крышу научного центра в поисках сотовой связи.

Владимир Захаров, участник проекта «Розетта»: «Мы сидели в зале, я следил за посадкой в режиме реального времени, и когда к нам пришла информация о посадке, пришёл сигнал о том, что зонд коснулся, все вскочили, заорали — даже, по-моему, французский президент подскочил. Все кричали "Ура"».

Целая армия специалистов мирового уровня не смогла, правда, уберечь проект от человеческих ляпов. При стыковке с поверхностью зонд «Фила» отскочил от рассчитанного нашими учёными места на километр и даже немного завалился в тень. Аппарату попросту не хватило подзарядки. Сейчас астрономы пытаются понять, как передвинуть модуль на свет. Но несмотря на трудности, «Фила» вышел на связь с «Розеттой», продолжая радовать любимую данными о параметрах ядра и атмосферы новой подруги. И, кажется, Розетту такие неземные отношения полностью устраивают.