350 миллионов рублей составляет средняя стоимость завода по переработке мусора. Его мощности хватит на утилизацию примерно ста тысяч тонн мусора — это двадцатая часть всех отходов в Петербурге. При этом незаконных свалок становится все больше. Это вынуждает законодателей вносить поправки. Как заработать на мусоре знает Богдан Бакалейко.

Пищевые отходы в одну корзину, бутылки — в другую. Кажется, в России эта общеевропейская норма не приживется никогда. А запад стал разделять мусор еще 20 лет назад. Причина селекции понятна — так отходы гораздо проще перерабатывать и делать новую продукцию. Это экологичнее, чем привычные русскому человеку свалки или, как их еще называют, полигоны. Но в России они пока приносят больше прибыли, чем заводы по утилизации.

Дмитрий Кумановский, начальник аналитической службы инвестиционной компании: «Выгодно вывозить мусор на полигоны, поскольку это фиксированный тариф, который платится за каждый кубометр вывезенного груза. Оплачивается не периодичность вывозов, а фактический объем, а объемы постоянного растут, и на самом деле, этот бизнес дает очень неплохо зарабатывать».

Для сравнения, тариф одной тонны смешанного мусора на полигоне в Европе стоит 150 евро, а в России — 10. Высокая цена связана с дефицитом земли, на западе просто нет столько места под мусор. А стоимость переработки при таких тарифах сопоставима с вывозом на свалку. Поэтому основная задача европейцев — делать из мусора вторичный продукт. Если бы не поддержка государства, такие заводы оставались бы нерентабельными.

Илья Колычев, начальник коммерческого отдела «Спецтранс»: «Мусороперерабатывающее производство, которое требует тарифа на входе, то есть принимать отходы за ноль и перерабатывать и получать за них за счет вторичной продукции достойную экономику, не получается».

Строить достойную экономику мусороперерабатывающим заводам в Европе помогают производители упаковки — их обязали выплачивать налог на поддержку отрасли. В России такая практика скоро тоже будет применяться. Поправки в Федеральный закон могут принять уже в осенней сессии.

Леонид Шимарек, начальник отдела по обращению с отходами: «Производитель тары или упаковки — два варианта: либо вносит соответствующий взнос в бюджетный фонд, который позволяет из этого фонда финансировать ту организацию, которая будет заниматься переработкой данной тары, либо сам организовывает направление, которое будет заниматься переработкой той упаковки, которую продукцию производит компания».

Теоретически это позволит сделать рентабельными новые проекты, которые в ближайшее время появятся в Петербурге. Сейчас город ищет концессионеров на новую площадку по мусоропереработке на Волхонском шоссе. А вот инвестор завода в Левашово уже определен. Изначально вложить 300 миллионов евро должны были греки, но сейчас инициативу перехватил банк ВТБ-24. В долгосрочной перспективе город готовится представить еще два проекта.

Богдан Бакалейко, корреспондент: «Установка раздельных урн — шаг уже следующий. Сейчас они почти не актуальны, ведь большая часть мусора везется на свалку. Однако как только заработают заводы по переработке, помогать отрасли должны будут петербуржцы. Ведь даже самому умному роботу сложно отделить, скажем, бумагу от полиэтилена. А с плохой селекцией деньги полетят в помойку».