В борьбу со «спайсами» включилась Генеральная прокуратура России. В ближайшее время по всей стране должны начаться массовые проверки.

Федеральная служба контроля за наркотиками объявила, что остановила эпидемию отравления «спайсами». Но законодательство в нынешней форме оставляет торговцам смертью слишком много лазеек. В этом убедилась Елена Болдышева.

Так выглядят последствия употребления «спайсов». За простым названием «курительная смесь» скрывается сильнейший синтетический наркотик. Продается легально, но опасен не меньше героина. В сентябре «спайсы» отправили на тот свет двадцать пять человек. Сколько до этого, неизвестно. Статистику стали вести только после недавних массовых отравлений. Хотя психиатры и наркологи забили тревогу, как только дегустаторы «спайсов» стали заполнять психбольницы. 

Елена Болдышева, корреспондент: «Курительные смеси сотни лет считались безвредными травяными благовониями. Все изменилось в 1995 году, когда в состав добавили химический реагент JWH, названный по имени создателя, американского профессора Джона Хаффмана. Прошло двадцать лет и «спайсы» стали конкурировать с героином и другими тяжелыми наркотикам. Особенно в доступности. Вот такие объявления можно увидеть у каждой станции метро». 

На покупку потребовалось менее часа. Правда, торговцы немного поиграли в конспираторов. Вели до места по телефону, поочередно обозначая точки пути. 

Это торговцы «спайсами». Цена одного пакетика — пятьсот рублей. Вот только за последствия этого сомнительного удовольствия очень многие платят значительно дороже. 

Евгений Крупицкий, профессор, руководитель отдела наркологии НИПНИ имени В.М. Бехтерева: «Эффект комбинации этих двух групп психоактивных средств может быть очень и очень опасным. Если человек в принципе имеет не очень устойчивую психику, то это может способствовать проявлению тяжелых психических заболеваний». 

За каких-то пять лет наркотик отвоевал себе серьезную долю рынка. Участники проекта «Молодежная служба безопасности» помогают ФСКН и полиции находить и закрывать точки продажи «спайсов». 

Некоторые магазины спецназу приходилось выносить по четыре-пять раз. Упрямство и наглость наркоторговцев объяснима. 

Леонид Армер, руководитель проекта: «Это сверхприбыльный бизнес. С учетом того, что химическое вещество, которое приходит, разводится по определенным пропорциям и наносится на любую растительную основу, ту же аптечную ромашку или мать-и-мачеху, и получается, что там доходность до тысячи процентов». 

Цифры бухгалтерии одной из таких точек. Выручка — около 100 тысяч рублей в день. До мая в городе было двадцать восемь мест, где можно было купить «спайсы». Получается, что годовой оборот превышал миллиард рублей. От таких денег наркоторговцы просто так не откажутся. Продажи ушли в интернет. 

Елена Болдышева, корреспондент: «Это форум, посвященный «дизайнерским» наркотикам. Здесь можно узнать о новинках и самому стать дилером. Варианты сотрудничества предлагают разные: от курьера, который получает двести рублей за «закладку», до владельца собственной «ветки», то есть того же интернет-магазина на форуме. Здесь цена варьируется от пяти до сорока тысяч рублей в месяц». 

По данным Европейского центра мониторинга наркотиков и наркомании, прибыль одного интернет-магазина около 4,5 миллионов евро. Борьба за рынок идет нешуточная. Отсюда красивые названия и реклама, которая рассказывает о «спайсах» как о безвредном увлечении древних шаманов. 

Вячеслав Рябцев, заместитель начальника управления ФСКН по Санкт-Петербургу и Ленобласти, генерал-майор полиции: «К сожалению, употребление наркотиков у нас — это не удел каких-то отверженных, а это стало почти нормой жизни. Это страшно. Понимаете? С этим надо бороться». 

Убрать точки продажи, как говорят полицейские, «на земле» получилось. Сейчас в Петербурге нет магазинов и ларьков со «спайсами». 

Но чтобы остановить продажи в интернете и по телефону, ФСКН нужны дополнительные полномочия. В Госдуме лежит законопроект, который разрешит останавливать продажу подозрительных веществ до выяснения их состава. Эта мера снимет бюрократические препоны, из-за которых требуется около полугода на внесение новых видов «спайсов» в список наркотических средств. Закон может уровнять шансы борцов со злом и производителей. Ведь сейчас наркодилеры находятся в более выгодном положении. Для изобретения новой формулы «спайса» им хватает пары недель.