На этой неделе в Петербурге обнаружили крупную партию картин и антиквариата. В хранении и попытке продажи произведений искусства подозревают экс-министра Подмосковья Алексея Кузнецова, сейчас бывший чиновник пребывает во Франции. По предварительным данным, коллекция стоит десятки миллиардов рублей В масштабах коррупции в России разбирался корреспондент Александр Чуев.

Юрий Зинчук, ведущий: «Поговорим о самой резонансной новости этой недели. Эхо коррупционных скандалов докатилось до Петербурга из Москвы. Точнее, из Подмосковья. Вот что значит столичный размах. Если у нас масштабы коррупционных дел измеряются миллионами, то там — десятками миллиардов. Давно мы не видели такой телевизонной картинки: картины, антиквариат, золото, в буквальном смысле этого слова сокровища, купленные на украденные бюджетные деньги, оперативники достают из тайников, которые устроили преступники. Вот оно — лицо нынешней российской коррупции. Кстати, такие картинки часто показывали и в советское время. Многие помнят слитки золота по делу о директорах гастрономов. Сети магазинов «Березка». Хлопковому делу. Валютному делу. Вот теперь такие картинки мы наблюдаем уже и в современной России. Александр Чуев расскажет, кто собирал эти сокровища. На какие деньги они покупались и куда их должны были переправить».

Александр Чуев, корреспондент: «Более сотни картин известных авторов, среди которых Давид Бурлюк, Роберт Фальк и, не исключено, Энди Уорхол. А также 82 предмета антикварной мебели, 13 ящиков со старыми книгами. И всё это в одном из ангаров промзоны на Малой Митрофаньевской улице. Общая стоимость «клада» — так называют находку сотрудники следственного комитета — исчисляется десятками миллиардов рублей». 

Теперь уже известно, коллекция принадлежит экс-министру финансов Московской области Алексею Кузнецову и его супруге Жанне Буллох. Именно на её адрес в США предметы искусства и старины должна была переправить финская компания. Выражаясь языком оперативников, правоохранительные органы получили «наводку» после того, как жена экс-министра «засветилась» на аукционе при покупке дорогих картин.

Владимир Маркин, руководитель управления взаимодействия со СМИ СК РФ: «Точная стоимость этих предметов будет оценивать экспертная комиссия, но уже ясно, что все эти предметы были куплены на похищенные деньги из бюджета Московской области».

В правительстве Подмосковья уже успели подсчитать: за 8 лет работы экс-министр финансов украл около 100 миллиардов рублей. Сейчас Кузнецов находится под арестом во Франции. Россия уже год добивается его экстрадиции по делу о крупном мошенничестве. Его супруга Жанна Буллох объявлена в международный розыск. Дальнейшая судьба коллекции пока неизвестна. В следственном комитете сообщили об ее передаче в Эрмитаж. Музей официального уведомления об этом еще не получил.

Дмитрий Озерков, заведующий отделом современного искусства Государственного Эрмитажа: «Мы не получали никаких сведений о том, что мы должны эту коллекцию получить, мы об этом слышали также из СМИ».

Музейные сотрудники говорят, что за столь короткий период времени определить ценность картин невозможно. К примеру, работы Бурлюка на аукционе Сотбис оцениваются по-разному: стартовая цена варьируется от 200 до 700 тысяч фунтов стерлингов. К тому же современное искусство очень часто подделывают. И подписи автора не достаточно, чтобы доказать — эта картина его руки. Объектам найденной коллекции придется пройти как минимум три процедуры. Первая – проверка подлинности материалов, вторая – документальное освидетельствование и третья – самая главная – экспертиза красок на наличие изотопов. Они появились в атмосфере после того как в мире начались ядерные испытания. Если такие изотопы есть, значит это подделка — она нарисована сравнительно недавно. На проверку могут уйти годы и даже десятилетия, не говоря уже об оценке стоимости работ.

Евгений Вышенков, журналист: «Когда перед искусствоведами выкладывают 200 картин и говорят за полчаса оценить, он может сказать, передо мной 200 картин. Конкретно опись и хранилище. Они должны быть в соответствующем помещении, а они есть только у серьёзных музеев».

По версии следствия, часть изъятой коллекции принадлежала «Инкомбанку», разорившемуся в 1998 году, вице-президентом которого, еще до того как стать чиновником, работал Алексей Кузнецов. Картины, мебель и книги он купил на аукционе за бесценок в 2002 году.