Сегодня корабль № 1 покинул Петроградскую набережную, чтобы вернуться с отреставрированным внешним видом и большей экспозицией. Как заверили в Минобороны, крейсер не изменится внешне, зато внутри выставка увеличится вдвое. Александр Одинцов наблюдал за тем, как город провожал легенду в док.

По-другому этот корабль с приставкой «номер 1» отпустить и не могли. Под аккомпанемент неофициального гимна на Петроградской набережной «Аврору» провожают нахимовцы, жители и гости города. Одни от удивления округляют глаза, другие откровенно не скрывают эмоций. 

Спецоперацию начинают за считанные минуты, 4 буксировочных катера ведут «Аврору» с места стоянки на большую воду. По Неве, через Финский залив, окончание маршрута в доках Кронштадта. Всего в спецоперации участвуют 11 вспомогательных судов.

Александр Одинцов, корреспондент: «Петроградская набережная опустела так же стремительно, как крейсер покинул свою вечную стоянку. В туристических маршрутах и в любимых местах горожан минус один пункт. И пока неизвестно точно, сколько времени потребуется, чтобы корабль номер 1 вернулся на прикол к Нахимовскому училищу. А пока все делают фото на фоне пустой набережной. Тоже войдет в архивы — такой картины здесь не было почти 30 лет». 

Для исключительного, исторического события и меры исключительные. Пролетами «Аврору» провожают три переправы. Днем для прохода разводят Троицкий, Дворцовый и Благовещенский мосты. Буксировку ведут осторожно: течение быстрое, возможна и отмель. А на подъезде к Зимнему ход замедляют. Вписаться огромному крейсеру и буксирам нужно в небольшое расстояние. Вдоль набережных за ходом спецоперации следит без преувелечения несколько десятков тысяч человек. 

Юлия Цивилько, петербурженка: «Все привыкли, что «Аврора» стоит на одном месте. Как символ города, как символ Санкт-Петербурга. А сегодня тот день, когда все поймут, что это настоящий корабль, а не памятник, который стоит на одном месте». 

Степан Медников, петербуржец: «Специально готовились. Вот, подрастающее поколение сказало, что обязательно пойдет и посмотрит на «Аврору». 

За тем, как «Аврора» ходит по Неве, уже наблюдало несколько поколений. И всегда корабль провожали и встречали всем городом. Вот кадры архивной съемки, где крейсер отправляется в доки на ремонт. Это 1984-й. Правда, после той реставрации Ленинград увидел другой корабль. Но те, кто тогда работал в цехах, говорят: все, что было в их силах, сохранили. Сейчас фронт работ не такой уж большой, основные придутся на часть крейсера, что находится ниже ватерлинии. 

Антон Губанков, начальник управления культуры Минобороны России: «У кораблей подобного типа, которые находятся в воде, нижняя часть корпуса — самый уязвимый участок. Прежде всего, в порядок приведут его. Во-вторых, будет заменен ряд агрегатов и новая система пожаротушения». 

Навигация «Авроры» заняла без малого 5 часов. На финишной прямой крейсер был вынужден сделать поворот. На стоянку корабль доводили кормой. Прежде всего, из-за технологических особенностей сухого дока. Так, говорят специалисты, им будет удобнее работать. 

К тому же, «Аврору» на Кронштадтском морском заводе уже ждал сосед. Ледокол «Красин» пришел сюда накануне. Процесс швартовки здесь ювелирно выверен. На специальные деревянные опоры с металлическими клетками «Аврору» устанавливали около часа. 

Сергей Крестников, первый заместитель директора Кронштадтского морского завода: «Ремонт «Авроры» в технической составляющей является достаточно типовым объемом работ. Технических сюрпризов мы не ждем. Внимание будет повышенное». 

Первое на очереди — так называемая деффектация корпуса. Специалисты выровняют все вмятины и заделают трещины. А после нанесут на почти 3 тысячи квадратных метров свежий слой оригинальной, серой краски. Проверят клапаны, не менее важную часть судна, ведь вода должна поступать внутрь корабля для охлаждения приборов.  Уже в первые дни стоянки здесь станет известно, на сколько символ революции покинул Петербург. А пока нет интриги с дальнейшей судьбой самой «Авроры»: она останется плавучим музеем. Правда, экспозиция будет разительно отличаться: «красная» риторика уступит место истории флота как таковой. На примере её одной из самых ярких страниц — крейсера «Авроры».