Реставраторы из России и Италии научат друг друга своим методам работы с камнем. Обмениваться опытом будут на международной конференции, которая стартует сегодня в Петергофе.

Силам своих реставраторов Эрмитаж недавно восстановил ограду вокруг Александровской колонны. К юбилею монумента, 180-летию, на место вернулись больше сотни элементов, которые унесли с собой на память туристы. Эта решетка стала третьей по счёту, а саму колонну восстанавливали уже пять раз. 

Анна Безкровная, корреспондент: «Один из символов Петербурга. Памятник победы российских войск над Наполеоном. Самая высока мемориальная колонна в мире. Все это о ней — об Александровской колонне. Одной из из самых известных достопримечательностей нашего города исполнилось 180 лет».

К юбилею Эрмитаж, в ведомстве которого находится памятник, отреставрировал ограду колонны, венчающих ее бронзовых орлов неоднократно похищали.

Михаил Пиотровский, директор Эрмитажа: «К этому празднику мы восстановили в очередной раз решетку, которая ее окружает. Она была когда-то уничтожена, потом новую разнесли уже наши соотечественники. Сейчас, я надеюсь, мы сумеем оградить от наших соотечественников уже вот эту решетку, третью».

Сам памятник, в отличие от решетки, пережил пять восстановительных работ. От следов блокады — осколков и застрявших снарядов его избавляли в 1963 году. Но самая масштабная реставрация прошла в начале двухтысячных. Тогда нашли серьезные повреждения. Скульптура ангела была покрыта трещинами, а постамент скопил несколько тонн воды. 

Петр Португальский, реставратор по металлу: «Мы придумали сквозную вентиляционную систему, которая начинается под абакой и заканчивается в верхней лопасти креста. И через крест сейчас тихо выходит вода. Я не без удовольствия иногда в бинокль туда смотрю. Никаких следов воды». 

47 метров, 25 из которых — цельный гранит, стоят без единого укрепления. Только под силой собственного веса. Долгое время после установки колонны жители Петербурга обходили ее стороной. Боялись. Чтобы развеять страх, Монферран, архитектор гранитного постамента, каждый день прогуливался по Дворцовой со своей собачкой. Теперь в надежности укрепления можно быть уверенным. 

Петр Португальский, реставратор по металлу: «Были проведены очень серьезные топографические исследования. Как в больнице. Попробуйте такого пациента засунуть? Ну, что? Будет стоять. Монферран — умничка». 

Француза Монферрана на службу в Россию позвал Александр I. В его честь архитектор и установил колонну, но по заказу другого императора — Николая I, который решил увековечить в граните подвиг своего брата, разгромившего французскую армию в 1812 году. О внешнем виде и расположении памятника долго спорили, но архитектору удалось создать проект, который бы понравился государю. 

Михаил Микишатьев, искусствовед: «Очень важно было, где ее точно поставить. То, что по оси Зимнего и арки Главного штаба, — это было понятно. Но, на каком расстоянии? Монферран нашел удивительное решение. Он поставил на расстоянии 100 метров от здания Зимнего дворца и 140 — от здания Главного штаба. Таким образом, колонна точно попала в просвет всех магистралей, которые выходят на главную площадь». 

О том, как устанавливали колонну, сейчас можно судить только по записям и картинам. Все пространство Дворцовой — от Главного штаба до набережной было занято лесами. Две тысячи солдат и 400 рабочих подняли гранитную колонну меньше чем за два часа. Публика пришла в восторг, а Николай I воскликнул: «Монферран, вы себя обессмертили»! С тех пор ничто не смогло сдвинуть Александровскую колонну с места.