Один из главных тезисов Стратегии: Петербург перестает быть городом для служения и становится городом для жизни. Он расстается с имиджем, знакомым нам по книгам Гоголя, Достоевского и Салтыкова-Щедрина. Такой чиновничье-служивый Петербург. Город, согласно предложенной концепции, должен снять вицмундир, застегнутый на все пуговицы. И надеть более удобную современную одежду.

Важно понять, что речь не о том, как застроят Петербург в ближайшие 20 лет. Стратегия-2030 — это не Генплан, с которым ее часто путают. Это четко прописанный путь, алгоритм действий для города как единого живого организма, сообщества людей. Что необходимо сделать, чтобы жизнь становилась лучше. Чтобы Петербург был не только красивым городом, но и средой, комфортной для обитания.

Стратегию представили как документ публичный. На одноименном сайте можно узнать, что расти город станет на юг. Стрелки — это транспортные оси, которых сегодня городу остро не хватает. Иные части города между собой вообще не связаны. Активные действия в районе Обводного канала – это планы превратить промзону в деловой квартал. Главным капиталом Петербурга провозглашен интеллект. 

Леонид Ивановский, соавтор проекта «Стратегии-2030»: «Во-первых, определена миссия города как творца новых идей. Идей для России. Идей и в области культуры, духа, и в области науки и техники. И ведения бизнеса». 

Всего таких миссий городские власти называют пять: Петербург как культурно-исторический центр, как научно-образовательный центр (его тут же авансом сравнили с американским Бостоном), промышленный центр (долю промышленности снижать не станут, увеличивая долю высоких технологий), центр туризма (количество туристов к 30-му году возрастет втрое) и транспортно-логистический центр (на окраины и за пределы города сместятся порты, а вместе с ними и транспортные потоки). Последний пункт вызвал наибольший отклик у населения. 

Борис Жихаревич, заместитель генерального директора АНО МЦСЭИ «Леонтьевский центр»: «Общее переживание, что город скоро встанет в пробке, что надо что-то делать. Много было рассуждений на тему, как организовать дорожное движение. Некоторые организации использовали этот канал, чтобы прислать свои предложения».

5 млн поездок в день, 2 млрд поездок в год – таков объем перевозок общественного транспорта. Оставаясь вторым мегаполисом страны, транспортные резервы Петербург почти исчерпал, созрев для очередного рывка. Изменит свой статус общественный транспорт. Сегодня привычнее томиться в пробках. Но это всего лишь проблема комфорта, над которой уже работает индустрия промышленного дизайна. Она даже асфальтовый каток покрыла глянцем, а автобус и подавно преобразит.

На окраинах города появится легкорельс. Без которого уже не представить спальные районы многих европейских городов, к примеру, Копенгагена и Лондона. В Петербурге нечто подобное планировалось еще в 1901 году. Проект Петра Балинского и его американского коллеги Мери Вернера. Уже тогда предлагалось поднять общественный транспорт на эстакады, на высоту 10-ти метров. В нынешних условиях этот метод наиболее вероятен. В особенности, в окрестностях Обводного канала и прочих заброшенных зон.

Владимир Линов, архитектор: «Промышленный пояс Петербурга – это резерв территории, где можно применять все известные транспортные системы: подземка, надземка, монорельс».

Один из легкорельсов соединит Купчино с аэропортом «Пулково» . Трамваи станут курсировать со скоростью 50 километров в час. Время в пути – 20 минут. До Балтийского вокзала от аэропорта к 2018 году пустят «Аэроэкспресс». Но самое невероятное – это автомобильная дорога от «Пулково» до стадиона на Крестовском острове – без единого светофора. Да и сам стадион не вполне обычный – самый северный в своем классе. Рассчитанный на 68 тысяч зрителей, он потребует строительства ультрасовременной станции метро, способной одновременно принять 60 тысяч пассажиров.

Дмитрий Бойцов, начальник архитектурного отдела «Ленметрогипротранс»: «Здесь как раз основная задача была — справиться с гигантскими потоками. Поэтому станция спроектирована так, как ни одна прошлая в Петербурге. Она спроектирована как транспортный терминал».

Вслед за транспортом к европейским стандартам устремится и качество жизни в целом. Зарплаты станут расти на 4% в год и более, особенно преуспеют работники социальной сферы. В город устремятся инвестиции, их годовой объем возрастет втрое. А вот численный рост населения Петербургу не грозит. Пополняться город будет за счет приезжих из других районов страны и трудовых мигрантов.

Борис Жихаревич, заместитель генерального директора АНО МЦСЭИ «Леонтьевский центр»: «Это осознанный выбор. Либо мы будем маленьким, сокращающимся населением. Либо мы должны согласиться на приток мигрантов в надежде, что аура города сделает их петербуржцами».

Петербург поделят на шесть самостоятельных зон. Еще три появятся в пригородах-сателлитах, в Курортном, Кронштадтском и Петергофском районах. Каждая такая зона будет включать в себя всё необходимое для жизни: театры, музеи, больницы, вузы, шопинг-моллы, места для работы. Пробок станет меньше, поскольку в поездках из спального района в центр отпадет нужда. Так закрепится тенденция последних лет, когда по качеству жизни Петербург опередил столицу страны.

Борис Жихаревич, заместитель генерального директора АНО МЦСЭИ «Леонтьевский центр»: «С одной стороны, это показатель того, что город привлекательнее Москвы. Но быть привлекательнее Москвы – еще не значит быть абсолютно привлекательным».

В том смысле, что нет предела совершенству. К слову, Стратегию будут корректировать каждые три года, в зависимости от общественных перемен. Неизменной останется только миссия Петербурга: создание и трансляция смыслов. Место, откуда европейские ценности начинают свой путь по всей стране.