Один день с главой муниципальной администрации провел обозреватель Алексей Михалёв. Успехи, достижения, проблемы и временные неудачи ему удалось рассмотреть на примере конкретного поселка.

Юрий Зинчук, ведущий: «Произнося название нынешних выборов, как правило, ограничиваются упоминанием выборов губернатора Санкт-Петербурга. Отнюдь не все педантично произносят название до конца. И напрасно. Поскольку на муниципальных выборах подчас царит накал и разыгрываются настоящие драмы. Казалось бы, почему? Небольшие муниципалитеты, вроде бы и властью большой не обладают, и возможностей у них безграничных нет. Многие так думают, но подчас даже не знают, что входит в компетенцию муниципалитетов. Способны ли они существенно влиять на жизнь своих избирателей? Этим вопросом задался наш обозреватель Алексей Михалёв, целый день наблюдая за работой муниципалитета поселка Лисий Нос. Напомню, что в сентябре 1997 года именно Лисий нос оказался одним из немногих образований, где власть была избрана с первого раза, в то время как в большинстве округов выборы не состоялись по причине массовой неявки избирателей».

Типичное утро главы муниципалитета. Объезд территорий, на которых ведутся работы. Лисий Нос – это 54 километра дорог. Колеся по ним, Виктор Шарганов ведет бесконечный диалог с жителями поселка, обнаруживая порой познания в ремесле сантехника.

Что называется, «в Горках знал его любой, старики на сходку звали». Такова особенность работы муниципального руководителя. Его власть не является чем-то сакральным. Он ведь местный, обычный житель поселка. А стало быть можно запросто, по-соседски, постучать в дверь или позвонить среди ночи и выразить недовольство чисткой канав. Но Виктора Шарганова  такое положение дел вполне устраивает. Работа намного эффективнее, когда в ней участвуют сами жители.

Виктор Шарганов, глава муниципального образования «Лисий Нос»: «Люди очень хорошие в поселке живут. Тоже самое с памятником малой Дороге жизни. Стоило ветеранам изъявить желание, тут же появился спонсор, который взял все расходы на себя».

Малая Дорога жизни в годы войны питала Ораниембаумский плацдарм, во многом благодаря которому удалось отстоять Кронштадт и Ленинград. Она проходила через Лисий Нос. И сохранение исторической памяти – также прямая обязанность муниципалитетов.

Строго говоря, это одной из главных обязанностей и является. Добыть деньги на строительство стадиона или ремонт в школе – все это важно. Но все же за финансы отвечают районные власти. А вот как местного спортсмена отправить на международный чемпионат или организовать поездку двухсот человек в музей, решают в муниципалитете.

Людмила Чеплевская, директор школы №438: «Особенно что касается патриотического воспитания. Участвуем в муниципальных программах. На всех уровнях: районных, городских. В том числе в оздоровительных программах».

Случается муниципалам брать на себя функцию отрядов самообороны. Третий год поселок отбивает атаки компании «Транспорт», намеренной возить через Лисий Нос насыпные грузы. 

Виктор Шарганов, глава муниципального образования «Лисий Нос»: «Прокуратура города заинтересовалась этой ситуацией и будет подавать в суд. Есть шанс, что отстоим и железную дорогу разберем».

Километры брошенных путей, бурьян и ржавые семафоры. 30 лет назад дорогу временно проложили для строительства дамбы. В 2003-м по распоряжению администрации Петербурга ее должны были разобрать. Но вмешался частный бизнес с проектом строительства порта, который свяжет Лисий Нос с грузовым терминалом «Моби Дик». Превращаться в промзону поселок не пожелал. И вместе с муниципалитетом перешел на осадное положение, явив образец гражданского общества.

Татьяна Дашкевич, жительница поселка Лисий Нос: «Вот у нас из окон этого дома будут видны колеса поездов, которые будут здесь ходить. Этот дом принадлежит Нине Ургант, которая является почетным жителем Санкт-Петербурга».

Виктор Шарганов, глава муниципального образования «Лисий Нос»: «Столько подошло людей, столько юристов, столько неравнодушных. Я понял, что это большая машина, и мы можем любую ситуацию изменить».

Алексей Михалев, корреспондент: «Вот наглядный пример для тех, кто считает, что муниципалитеты — что-то сугубо местечковое. Вообразите себе масштаб. Где Кронштадт и «Моби Дик», где побережье Финского залива и поселок Лисий Нос? Это получается какой-то межконтинентальный конфликт. Возникает один вопрос: почему такие страсти вокруг таких, казалось бы, локальных выборов?»

Возникший 500 лет назад, в начале XX века, поселок Лисий Нос пережил настоящий расцвет, превратившись в одну из жемчужин побережья Финского залива. Он умудрился сохранить не только патриархальный уклад, но и внешний облик. Тут и там мелькают отголоски Серебряного века: витражи и башенки старинных дач. В Князь-Владимирском храме сохранены иконы, перед которыми молился Иоанн Кронштадтский. Яблоки, грибы, десятки видов птиц, деревенская пастораль. Сохранять все это муниципалитет не обязан. Однако ж сохраняет.

Татьяна Дашкевич, жительница поселка Лисий Нос:* «Всё, что в его компетенции, он делает. Но местным органам очень мало дано власти. Хотя Путин сказал, что муниципальным образованиям необходимо больше власти».

Как отмерять нужное количество власти — вопрос дискуссионный. Равно как невозможно сказать, 14 работников муниципалитета – много это или мало. Все же Лисий Нос – это почти 5 тысяч жителей, 1500 домов и 850 гектаров земли. Как ни банально, единственным мерилом остается результат работы. Если поселок сохранится как исторический памятник и курорт, значит, власти было отпущено достаточно, а употребили ее эффективно.