Всё смешалось: кони, люди, залпы и современные реалии. Из русского тыла врагов теперь не изгоняют. Австро-венгр, немец, шотландец, русский - все на одном поле. И это не поле сражения, а поле у Московских ворот Царского Села.

Александра Ли, корреспондент: «Место проведения фестиваля «Война и мир. 1914» выбрано неслучайно: здесь — в Царском Селе — в эпоху Первой мировой войны было развернуто свыше 80 лазаретов. Авторы проекта словно напоминают о кровавом итоге войны: из 12 миллионов — российская армия была самой многочисленной в ту эпоху — почти 9 миллионов солдат были ранены, убиты или попали в плен».

С карты мира исчезли четыре империи: Российская, Османская, Германская и Австро-Венгерская. Многие нынешние дети о некогда существовавших таких империях слышат впервые. Тут же пытливый ум узнает: именно в Первую мировую впервые применяют военно-воздушную технику, танки и броневики.

Модели на фестивале в Царском Селе ничем не огорожены — можно всё опробовать. Здесь же дают в руки штык, учат собирать кавалерийский карабин системы Мосина.

Дмитрий Ефремов, участник фестиваля «Война и мир. 1914»: «От правильности закладки магазина зависит и скорость зарядки самой винтовки».

В отличие от Великой Отечественной о Первой Мировой войне современники знают немного: организаторы пытаются восполнить эту пустоту.

Дмитрий Ерошкин, креативный директор исторического фестиваля «Война и мир. 1914»: «К сожалению, эта брешь касается не только войны, но и мира: как жили люди, как они шли на войну. За кого они шли».

100 лет назад они шли за царя и Отечество, а сегодня — за историю. Организаторы фестиваля показывают размеренную жизнь крестьян и аристократов до войны. Для последних 1914-й год — это начало конца. Дворянские костюмы сменяет форма: люди идут на фронт погибать за царя, ещё не зная о конце Империи. И эту пустоту уже ничем не восполнить.