Нынешняя вспышка лихорадки Эбола стала самой долгой в истории. По данным Всемирной организации здравоохранения, болезнь поразила 2240 человек, больше половины из них скончались. Помочь африканским жителям вызвались петербургские специалисты. Подробности узнала Мария Тихонова.

Заявление сотрудника НИИ Пастера о контроле над распространением лихорадки — за последние полгода чуть ли не первая положительная новость из Западной Африки. Несколько дней назад Александр Семёнов вернулся из очага лихорадки Эбола республики Гвинеи. По официальным данным, от эпидемии уже пострадали более двух тысяч человек, из них больше половины — скончались. За жизни заразившихся жителей жаркого континента будут бороться и российские ученые. Через неделю в Гвинеи планируют развернуть сначала мобильную лабораторию, а затем — основную.

Александр Семенов, зав. лабораторией иммунологии и вирусологии НИИ им. Пастера: «Мы успешно провели переговоры о расконсервации советско-гвинейской, а потом российско-гвинейской лаборатории, которая сейчас преобразована в местный институт Пастера».

По оценкам специалистов Всемирной организации здравоохранения, на борьбу с лихорадкой уйдет, как минимум, пять месяцев. Эффективной вакцины все еще нет. Хотя американский препарат, впервые испытанный в Африке — сразу на людях, — показал первые положительные результаты. Медики заверяют, что россиянам опасаться нечего. В аэропортах созданы все условия, чтобы вирус не попал на территорию нашей страны. Студентов с африканского континента перед началом учебного года будут тщательно проверять как на выезде, так и на въезде. 

Олег Киселев, директор НИИ гриппа: «Их будут сопровождать прямо с границы. Существуют жесткие меры. В течение месяца нужно будет отзваниваться врачу, сообщать свою температуру, самочувствие. Будут под таким, тщательно, хорошо отработанным контролем».

Если у студентов, школьников и воспитанников детсадов медосмотры регулярны, то со взрослыми людьми, отдыхавшими этим летом в Африке, все не так просто. Медики надеются на сознательность граждан, которые при первых же симптомах, очень похожих на обычный грипп — высокой температуре, кашле, боли в мышцах, сыпи — обратятся за помощью. В Боткинской больнице к приему пациентов с лихорадкой Эбола готовы.

Аза Рахманова, главный инфекционист СПб: «Он должен обратиться и подумать о том, не болен ли. А если он болен чем-то, и есть что-то подозрительное — температура, то немедленно должен обратиться к врачу. Люди должны быть бдительными».

Пока весь мир обсуждает эболу, врачи-инфекционисты бьют тревогу по поводу малярии. Только в этом году после отдыха в Африке ею переболели сразу два петербуржца. Например, в 2006 году заболевших было 26. Существующие профилактические вакцины, как показала практика, помогают не всем.

Александр Шапарь, зав. паразитологическим отделом Центра гигиены и эпидемиологии: «Суть в том, что принимая препарат, они все равно заболели малярией. Видимо, этот вид малярии был устойчив к препаратам».

Мария Тихонова, корреспондент: «Чтобы вернуться из отпуска не с тропическими болезнями, а с приятными впечатлениями и сувенирами, врачи рекомендуют перед поездкой тщательно изучить страну и проконсультироваться у участкового инфекциониста. Полагаться лишь на советы с виду опытных турагентов не стоит. Зачастую они просто не обладают необходимыми знаниями. Ведь за последние пару лет обязательные курсы по безопасному туризму в Центре гигиены и эпидемиологии прошли только 2 петербургских туроператора».