В пунктах приёма беженцев с Украины и управлении Федеральной миграционной службы нужны волонтеры. Поток людей большой, рядовым сотрудникам сложно справиться с таким наплывом.

Елена Болдышева убедилась, что в Петербурге помогать нуждающимся готовы даже школьники.

Анна, беженка: «Рассказывают, что Горловку начали бомбить. Весь город обстрелян. Подъезды в пулях. Квартиры вынесены бомбой».

Это кадры обстрела Горловки. 27 июля. За месяц до этого 13-летняя Аня и ее мать Мария смогли уехать. Об ужасах, которые происходят в родном городе узнают от тех, кто остался. 

Мария, беженка: «Начали пропадать люди, то есть пошли на работу — и их нет. Где они — неизвестно».

Мария боится показывать лицо. В мае она принимала участие в проведении референдума о самоопределении Донецкой народной республики. 

Мария, беженка: «Было небезопасно. Ребенок у меня в мае в школу не ходил». 

Помощь пришла нежданно. Татьяна из Петербурга написала в соцсети объявление. Она приглашала к себе пожить бесплатно. 

Татьяна, петербурженка: «Жалко было видеть кадры бегущих мам с детьми». 

Гостиницу в Ростове и проезд абсолютно незнакомым людям тоже оплатила Татьяна. 

Татьяна, петербурженка: «Мы обнялись, как родные. Говорят, чужих людей к себе пускать — да что это такое, неудобно, некомфортно. Я этого не понимаю».

На небольшой кухне хватило места трем хозяйкам. Уютно. Цветы на подоконнике. Двор-колодец на Петроградке. Тихо. Но злоупотреблять гостеприимством Мария не хочет. Ищет комнату для себя и дочери. Устроилась администратором в отеле. График — сутки через сутки. 

Объявление о вакансии разместил Даниил, владелец сети мини-отелей. Кроме работы он предлагал беженцам бесплатно занять его дом в Ленобласти, а еще предоставил на время несколько комнат в бывшей коммуналке. В этой квартире на Гончарной успели пожить несколько семей с Украины. Даниил говорит, что здесь есть счастливая комната. Все, кто в ней останавливался, быстро нашли работу и постоянное жилье. 

Даниил Самсонов, бизнесмен: «Купил квартиру, пока идет процесс оформления документов. Мне комнаты сдали пораньше. Я отдал эти комнаты. Здесь ничего такого нет, потому что люди нуждаются. Отдал — и все. Никакого героизма. У меня живет человек в хостеле, который сказал, что видел, как матерей ополченцев расстреливали в Славянске. Сам он из Краматорска». 

Этот молодой человек тоже живет в отеле у Даниила. Он бежал с Украины, чтобы не идти воевать против своего народа. 

Беженец: «На полном серьезе расстреляют. Или ногу, руку сломают. Кинут в яму. А это парень — такой же, как я. Вы представьте. Кинут его в колодец, если он не нажмет курок». 

Улица Смолячкова. Каждое утро здесь перед дверью федеральной миграционной службы собираются сотни беженцев. Талоны отменили. Пускают в порядке очереди. Так быстрее.

Получить временное убежище можно за три дня. Со статусом беженца сложнее — срок ожидания решения не меньше месяца. 

Эдуард Хорьков, начальник отдела по организации иммиграционного контроля: «Помощь волонтеров у нас очень актуальна. Поток граждан у нас очень большой. Принимаем 400-500 человек в день».

Молодые люди работают здесь целый день. Денег за это им никто не платит. 

К часу дня документы успели подать почти двести человек. Люди идут по спискам, которые составляют сами. Главное — попасть на прием. Ведь в Петербурге устроиться на работу украинцам можно сразу после подачи документов. 

Сколько еще беженцев приедет в Петербург, не берется сказать никто. Все зависит от того, как будут разворачиваться события на Украине. А пока в пунктах приема ждут волонтеров. Тех, кто может и хочет помочь.