«Государевы потехи». Так назвали новое музейное пространство, которое открылось в Петергофе.

В одном проекте объединили сразу две задачи. С одной стороны — это развлечение, с другой — совершенно достоверная с исторической точки зрения экспозиция. Но главная сложность была в другом. 

Как помочь посетителю проникнуться атмосферой праздника, прошедшего более сотни лет назад? На помощь пришли современные технологии. Одним из первых духом царских вечеринок проникся Николай Растворцев.

Николай Растворцев, корреспондент: «С корабля на бал. В первом зале музейного пространства посетители попадают на причал, к которому пришвартовался небольшой корабль. В каюте — лично Петр Великий. Но император как обычно занят государственными делами, времени на интервью у него не нашлось».

В соседнем зале — премьера. На сцене оперного дома дают один из популярных спектаклей 18-го века. Пышные постановки того времени требовали не только участия множества актеров, наличия световых и шумовых эффектов, но и частых смен декораций. Последнее демонстрируется под ногами — в пол вмонтирован театральный трюм с поворотным механизмом. 

Николай Растворцев, корреспондент: «Представить себе Петергоф без фонтанов невозможно. Вот один из макетов. Но как только подходишь ближе, включается еще один символ парка — шутиха. И только благодаря стеклу выходишь сухим из зала». 

Еще одна императорская забава — велосипеды. В 1867 году Александр II привозит из Франции первый экземпляр. Он сразу стал одной из любимых игрушек Романовых, несмотря на минимум комфорта. Из-за жесткой конструкции модель прозвали костотрясом. 

Николай Алексеев, экскурсовод: «Мы видим отсутствие цепной передачи, амортизация отсутствует. Всего лишь одна рессора, которая и является амортизатором под седлом. Можно было видеть уезжающего на таком велосипеде возвращающимся с ним в руках уже через 15 минут.

Новое пространство — это по сути музей-фантазия на строго научной основе. Рассказать о забавах одними экспонатами невозможно. А потому проект «Государевы потехи» — это плод совместного творчества исследователей, искусствоведов и театральных художников. 

Елена Кальницкая, директор ГМЗ «Петергоф»: «Как делаются выставки, мы понимали. Как создаются музеи, мы знали. А театральные художники стремились к другому. Театральное пространство отличается от музея: им хотелось сделать красиво, а нам — точно и научно. Мы достаточно долго искали консенсус и нашли».

Макет приказного домика и водяной мельницы, подлинная утварь и изображения утраченных построек вкупе с видеоинсталяциями и световыми проектами заставляют посетителей подолгу останавливаться у стендов. Это уже больше, чем просто музейная выставка. 

Николай Растворцев, корреспондент: «Некоторые экспонаты в буквальном смысле оживают в руках. Со стороны это простая книга с небольшим количеством текста, но как только ее открываешь, на страницах появляется куда больше информации, изображений, схем и картин».

Появление историко-культурного проекта в Петергофе уже называют своеобразным прорывом в музейном деле. Новая форма, прежде всего, призвана привлечь внимание молодежи. Первые отзывы внушают надежду — у таких проектов есть будущее.