В Ораниенбауме сегодня открыли после реставрации два зала Китайского дворца: розовую гостиную и гардеробную. Пока восстановили только отделку и живопись, мебель появится в следующем году.

Перед реставраторами стояла непростая задача. Чтобы не навредить уникальным интерьерам, приходилось работать с закрытыми окнами. Ксения Ерёменко узнала, где пудрили парики дамы XVIII века.

Раньше в Китайском дворце торжественно открывали только парадные помещения, сегодня отворили самые закрытые двери. Почти два года кропотливой работы, и розовая гостиная приобрела свой исторический облик. Этим потолком любовались придворные дамы Екатерины Великой. А перед паркетом, выполненным по рисункам архитектора Ринальди, сегодня в прямом смысле преклоняют колени. 

Татьяна Сясина, заведующая сектором паркового комплекса «Собственная дача»: «Вы можете увидеть некоторые фрагменты, которые заменены, они другого цвета. Более 20 сортов заморского дерева были привезены под заказ, маркетри — сборка из маленьких фрагментов, врезка тончайших деталей, это очень сложно». 

Восстановить по крупицам удалось и потолок. Под двумя слоями краски таился подлинный искусственный мрамор. А «Диана и Аврора» руки венецианского художника Дициане наконец-то могут похвастаться своим аристократическим цветом кожи. 

Ксения Ерёменко, корреспондент: «Любопытный взгляд посетителя может заметить некоторые недоделки, похожие на заплатки. Но они необходимы. На языке реставраторов это называется «расчистками». Они показывают, насколько точно проведены восстановительные работы. Можно сравнить. Одна часть — века XVIII, другая — XXI. Над различиями поработало только время». 

Чтобы стереть любые различия, гардеробной вернули её натуральный голубоватый цвет. Стены претерпели десятки изменений, но северная часть чудом сохранилась. В этих покоях, по документам XVIII века, дамы прихорашивались и пудрили парики. И модный тогда орнамент Шинуазри, что в переводе означает «китайщина», и деревянная резьба с позолотой — свидетели тех вечерних туалетов. 

Павел Кухарев, реставратор: «Какие-то элементы вырезались в соответствии с общей стилистикой, какие-то имеют зеркальный: цветок здесь, цветок здесь, и восстанавливает, когда смотришь на аналог и делаешь элемент, который был утрачен. Все расчищалось с помощью скальпелей». 

Чтобы не навредить хрупкому убранству, реставраторам приходилось работать с закрытыми окнами. Мистика — чем достовернее выглядели комнаты, тем ощутимее становилось присутствие самой хозяйки. 

Архитектор Ринальди поставил перед потомками непростую задачу. Построив дворец в этой местности, он обрек его убранство на гибель от влажности. Чтобы труд реставраторов не постигла участь утраченных интерьеров, помещения оборудовали специальными датчиками. Теперь компьютер решает: подсушить или увлажнить воздух. 

Елена Кальницкая, генеральный директор ГМЗ «Петергоф»: «Зимой этот дворец отапливается до 4,5 градусов, ему не страшны перепады температур. Уже теперь будет жить, и будет хранится долго. Где мы проходим, видим: там другой воздух, там сыро». 

Всего во дворце 17 помещений. Полную реставрацию планируют завершить уже через несколько лет. Задача смелая, но пока в срок укладываются. Шутят: не без помощи самой Екатерины.