«Военнопленное» искусство: в Гатчинский дворец вернулась икона и архивные фотографии императорской семьи
Реликвии императорской семьи — фотографии и икона, принадлежавшая матери Николая II — вернулись в Гатчинский дворец. На карточках —моменты из жизни монарха и его детей. Снимали, проявляли и печатали сами, фотография была одним из хобби Романовых. Об уникальном обретении и истории его возвращения в материале Анны Мельник.
Анна Мельник, корреспондент: «Три военных года в этих залах располагался штаб и общежитие немецких солдат. За это время Гатчинский дворец основательно разграбили. Перед войной, согласно описи, здесь хранилось 50 тысяч предметов искусства и декора. А сейчас — всего 16 тысяч. Это то, что удалось вернуть после Нюрнбергского процесса. В наши дни музейшики рады и отдельным экспонатам».
За десятки лет в частном архиве домашние снимки детей Александра третьего даже не пожелтели. Великие князья сами делали и проявляли фотографии, тем эти 33 карточки и ценны. Это оригиналы, потеря которых невосполнима. В кадре — рыбалка в окрестностях гатчинского дворца.
Александра Фарафонова, ст. научный сотрудник сектора документальных фондов Гатчинского ГМЗ: «Самое интересное, что на фотографиях изображены не профессиональные удочки, это все же императорская семья, а вплоть до корявых веточек, которые они использовали. В дневниках они писали сколько поймали щук и форелей».
Стеклянные негативы большой гатчинской фотоколлекции погибли во время войны. А снимки, как это часто бывает, всплыли на аукционе. Их выставила на продажу вдова солдата вермахта Отто Хоффманна. Фрау убедили вернуть фотографии в Гатчину.
Александра Фарафонова, ст. научный сотрудник сектора документальных фондов Гатчинского ГМЗ: «Она знала, ей рассказывал супруг, откуда фотографии. И когда она выставляла лот, указывала, что эти снимки ее муж спас из Гатчинского дворца, который впоследствии горел».
Так же добровольно из Германии передали и одну из похищенных икон. «Благовещение» принадлежала Марии Федоровне, матери последнего российского императора. Образ ей подарили мастера из украинского города Владимир-Волынский. А в годы войны икона стала трофеем рядового Хенри Макса Винтерберга. Хранил он похищенную икону бережно — в реставрации она не нуждается. Когда ушел из жизни, его наследница связалась с музейщиками.
Айсулу Шукурова, хранитель фонда живописи Гатчинского ГМЗ: «Гатчинские вещи, на них поставлены номера, и мы их можем сличить. 50 инвентарных книг довоенной описи сохранилось у нас в архивах. Если номера совпадают, вещь считается доказанно из нашей коллекции».
По закону, реституция к наследникам солдат вермахта в большинстве случаев неприменима — они считаются добросовестными приобретателями. Поэтому музейщики благодарны женщинам из Германии, за фотографии — вдвойне. Дворец реставрируется, и снимки помогут воссоздать интерьеры. Поиск утраченных ценностей продолжается. В помощь — специализированные сайты вроде Lostart, посвященные так называемому военнопленному искусству. Там, кстати, тысячи запросов из Гатчины. Скульптура, холодное оружие, акварели, книги, мебель. Перед вторжением немцев эвакуировать удалось немногое. А ведь когда-то Гатчину называли «пригородным Эрмитажем». Но музейщики не теряют надежды найти хотя бы часть тех сокровищ.
Чтобы присоединиться к обсуждению, вам необходимо войти через одну из социальных сетей.