Выставка в стенах погибающего памятника архитектуры. Чем решили заполнить пространство дачи Громова наши современники и как они расценивают свои шансы на успех, выяснял Александр Одинцов.

Свежие фотографии на обшарпанных стенах — не концепция современных художников. Просто выбора нет. Люди искусства ворвались сюда с арт-проектом «Критическая масса». Именно столько они найдут причин, чтобы привлечь всеообщее внимание к погибающему памятнику деревянного зодчества.

Александр Одинцов, корреспондент: «По проекту архитектора Георгия Винтергальтера резиденция Громова появилась на Каменном острове в 50-х года XIX века. Сейчас сложно вообразить, но тогда здесь выступали артисты Мариинского театра, а каждая комната была — словно картинная галерея. После смерти лесопромышленника у дачи не раз менялся владелец. Уже в наши дни жители Петроградского района сначала защитили её от сноса, а после — от набегов бездомных, они здесь устраивались на ночлег. И вот сейчас очередная попытка реанимации: вдохнуть новую жизни попытаются с помощью современного искусства».

С той самой сцены, где для друзей Громова выступали артисты Мариинки, сегодня о дальнейшей судьбе дома говорят кураторы мероприятия. Здесь должно появиться новое арт-пространство. Примеры тут же, гости сидят на творениях голландских художников. 

Эко-искусство проекта Foundation из Голландии дает новую жизнь ненужным вещам. Их экспонатами становился мусор с венских, миланских и, вот теперь, петербургских свалок. Таких деревянных домов, как усадьба Громова, в Нидерландах вряд ли сыщешь, и восстанавливать её нужно, по мнению художницы, не боясь эклектики.

Йет фон Цвитен, художник из Голландии: «Я полагаю, что здесь необходимо переделать в присущем духе этого места. Место уже значительно готово для переделки. Например, мебель — на мой взгляд, она должна быть в стиле межвремени».

Именно голландцы придумали ретро-барную стойку и книжные полки, к слову, не особо практичные. Но гости, а сегодня они разных возрастов, понимают, это искусство — и даже в руки стесняются брать. Пусть уж лучше будет так, а не как прежде.

Альбина Афанасьева, жительница Петербурга: «Все разрушено было. Сюда невозможно было войти. Вся проводка, батареи. Все вырвано с мясом».

Художники согласны помогать нынешнему владельцу дачи Громова. В мае 13-го года здание было передано молодежному центру «Петроградский». Оно и понятно, в одиночку с реставрацией такого обьекта наследия не справиться.

Мария Вейц, куратор: «Я не думаю, что он как административная единица обладает такими большими ресурсами для того чтобы его приблизить к тому, как он выглядел раньше».

Привлечь внимание инвесторов, чтобы возродить дачу Громова пытаются уже давно и разные люди. Может быть острое и не всегда однозначное современное искусство сможет сделать так, чтобы и фотографии в этих интерьерах смотрелись.