«Манифеста-10», которая захватила Петербург этим летом, проявляется порой в самых неожиданных местах. Грузинский художник Ладо Дарахвелидзе выбрал площадкой своего перформанса здание Витебского вокзала. Он построил там мини-рынок. Скульптура хоть и застыла, но живая и, по словам художника, несёт в себе остросоциальный посыл — жизнь трудовых мигрантов в России. Александр Одинцов узнал их мнение о современном искусстве.

Для зрителя эти трудовые мигранты в привычном амплуа продавцов на рынке. Как и в любом искусстве, здесь все неслучайно, в том числе и положение так называемых перформеров живых статуй. Художник словно вознес их на пьедестал, только вместо ступеней — прилавок из овощей и фруктов. А вершина — как награда за нелегкий труд.

Александр Одинцов, корреспондент: «В Картинном зале Витебского вокзала эта инсталляция — словно продолжение галереи. Правда, времена, что запечатлены на фресках, вряд ли знали такое понятие как «трудовой мигрант». По сути, рынок можно сравнить с вокзалом: здесь также много приезжих, в частности, из ближнего зарубежья. Как и положено в искусстве, инсталляция огорожена, руками трогать нельзя. А продавцы непривычно молчаливы. Девушка, сколько стоит килограмм груш? Вот, видите снова тишина — это часть концепции».

Застывший рынок — работа художника из Грузии Ладо Дарахвалидзе. На «Манифесте» он и сам — трудовой мигрант. С одной лишь разницей: Ладо был приглашен. Для этой инсталляции он объездил не один рынок, общался с приезжими таксистами и даже составил свою мигрантскую карту Петербурга.

Ладо Дарахвалидзе, художник: «Мы все бегаем, суетимся. Я бы хотел остановиться на минуту. Прочувствовать этот момент ко всему, не только к рынку. Мне помогали сами мигранты, как они живут».

Вместо ценников — названия населённых пунктов, откуда фрукт или овощ прибыл в Петербург. Художник говорит, со стоимостью — это уже не искусство, а бизнес. Смысл инсталляции каждый должен понять сам. Среди первых посетителей случайно оказался дворник Витебского вокзала Назир. Много может добавить к инсталляции, рассказать о гостеприимстве. 

Назир Курбанов, дворник: «Есть некоторые, которые уважают твой труд. Другие — глазом посмотрят, как будто мы их хлеб заберём».

Сегодня инсталляцию вновь покажут на вокзале. А после, как и все искусство, она уйдет в народ. Овощи и фрукты создатель планирует отдать беспризорным детям.

Александр Одинцов, корреспондент: «Искусством десятая «Манифеста» проникает в самые различные социальные отрасли: мигрантский вопрос, взаимоотношения полов, геополитика. Куратор биеннале постарался сделать так, чтобы дискуссионными площадками стали яркие колоритные места. Ну вот например, где, как не в коммуналке будут выяснять отношения мужчина и женщина. Там — все как на ладони. А вот о мигрантах поговорить — конечно, на вокзале, здесь самые подходящие декорации».