Известно несколько случаев, когда действия агентств разрушили судьбы петербуржцев. Один из последних примеров — происшествие с девочкой, которая выбросилась из окна после письма о долгах родителей. Как еще агентства калечат жизни невиновных горожан, выясняла Елена Болдышева.

Юрий Зинчук, ведущий программы «Пульс города»: «В Петербурге два коллекторских агентства привлечены к ответственности за травлю детей должников. Напомню, что поводом для возбуждения уголовных дел послужил случай, когда 11-летняя школьница попыталась покончить жизнь самоубийством, выбросившись из окна. Как стало известно правоохранителям, девочка совершила попытку суицида после звонка коллектора, который требовал вернуть долг ее брата. Девочка, слава Богу, выжила, но получила серьезные травмы. В квартире обнаружили записку, предположительно написанную школьницей. Из текста можно сделать вывод, что причиной поступка девочки являются требования коллекторских организаций о возврате долга. Управление Следственного комитета по Петербургу возбудило дело по статье «доведение до покушения на самоубийство». Из материалов уголовного дела следует, что представители различных коллекторских организаций не раз звонили в дом девочки. Вот если бы не этот страшный случай, никогда бы коллекторские агентства не привлекли такого внимания общественности. А между тем тысячи людей находятся на грани психологического срыва от порой неправомочных действий этих агентов. Кто они? Как защитить себя от них? Об этом в репортаже — расследовании нашего специального корреспондента Елены Болдышевой».

Елена Болдышева, корреспондент: «Невский район, Прибрежная улица. Здесь накануне нового года семья из трех человек сняла квартиру. Они приехали в Петербург в поисках лучшей жизни. Но в начале апреля, когда родители были на работе, из окна десятого этажа вниз шагнула их дочь, пятиклассница Лилу. Позже следователи нашли записку. Предположительно, ребенок написал ее родителям, послание заканчивалось словами: «бегите, спасайтесь!». 

По одной из версий, причина суицида — звонок от коллекторов. «Выбиватели» долгов не рассчитали психологического натиска. Девочка лишь чудом осталась жива, но до сих пор находится в коме. 

А в этом доме на окраине живут совсем другие люди. Однажды у них тоже раздался звонок из коллекторского агентства.  Игра в прятки с коллекторами для Юлии и ее семьи вошла в привычку. 

Вышибалы долгов звонят десятки раз за день. Иногда на другом конце — живой собеседник, иногда — робот. 

Коллекторам не нужна ни Юлия, ни ее семья. Им нужны прежние владельцы квартиры. Люди были должны банку, но продали недвижимость и скрылись. 

Юлия Соломейко, жертва коллекторов: «Нам один молодой человек из их конторы, когда я в очередной раз спросила, почему вы нам названиваете, я же вам сказала, он нам сказал: «вы в первый раз сказали, что их знаете». Этот голос достаточно неприятный». 

Голос принадлежит сотруднику московского коллекторского агентства. На сайте сказано, что главное — «этичное поведение с должником». 

Насколько этично заставлять заниматься поисками должника посторонних людей, нам не ответили. 

Иногда «выбиватели кредитов» идут дальше и стремятся лично заглянуть должнику в глаза. Этот молодой человек был должен банку 250 тысяч рублей. 

Андрей, должник: «Помню, был момент. Звонил коллектор, который вел себя некорректно. Сразу же перевел диалог на «ты, подъедь в Купчино или куда-то там на Ветеранов, надо пообщаться». 

В отличии от девочки с Прибрежной улицы, мужчина смог поговорить с коллекторами на их языке. А это еще один способ вернуть задолженность — письма. В них коллекторы выступают от лица судебных приставов. 

Светлана Чайка, старший судебный пристав УФССП по Фрунзенскому району Санкт-Петербурга: «Судом решение не принималось, люди уже к нам обращаются, например, один из последних случаев. Звонили гражданке, угрожали. В двери оставили объявление со ссылками на приставов. Сказали, к вам придут и взломают квартиру». 

Приставы сами уведомляют о своем визите. Работают только после решения суда. Коллекторы — это коммерческие организации по взысканию задолженности. Они стремятся решить вопрос в досудебном порядке. Большой бизнес. Число должников в крупной компании превышает сотни тысяч человек. Этих «неплательщиков по счетам» продают и покупают. Руководители серьезных агентств говорят, что их бизнес держится именно на обороте, а не на криминале. 

Федор Казаков, руководитель коллекторского агентства: «Я не представляю, как можно построить крупный бизнес, имея в штате уголовников».

По статистике, после звонков коллекторов долги возвращает каждый третий неплательщик. Агентство получает от четырех до двадцати пяти процентов. Кроме телефона используют соцсети, «скайп», почту. Но некоторым этого недостаточно и они начинают давить на должника психологически.

Федор Казаков, руководитель коллекторского агентства: «В погоне за короткими большими прибылями коллекторские агентства могут переходить эту грань. Это беспредел. И нужно обращаться в правоохранительные органы».

Да, взрослые переходят грань. Бывает, что после этого дети выходят из окон. От несчастья не застрахован никто. Как показывает практика, звонок от коллекторов может нарушить тишину в любом доме. Закон о коллектороской деятельности не принят до сих пор.