Сейчас на юго-востоке установилось перемирие, солдаты с обеих сторон сложили оружие. Вернувшийся из мест боевых действий телеоператор Сергей Королев рассказал о том, что происходило на юго-востоке Украины во время минометных обстрелов и зачисток деревень.

Юрий Зинчук, ведущий программы «Пульс города»: «В Петербург продолжают прибывать беженцы с юго-востока Украины. Точную цифру пока очень сложно определить, так как она меняется каждый день. По неофициальным данным управления Федеральной миграционной службы только за последние две недели в Петербург приехало свыше дву тысяч беженцев. Внимание! Две тысячи за две недели. И поток беженцев возрастает. Иногда в день приезжает до 400 человек. Город сейчас делает все возможное, чтобы этих людей окружить вниманием, заботой и уютом домашнего крова, который они потеряли во время войны на юго-востоке Украины. И еще — на этой неделе в России опять хоронили журналистов, погибших во время боевых действий. Я имею в виду ребят из съемочоной группы телеканала «Россия». Накануне прошли похороны звукооператора Антона Волошина. И тем, кто захлебывается желчью в соцсетях по поводу того, «что они там делали, не надо было туда ехать», я хочу сказать. У меня тоже был небольшой опыт военного репортера, я снимал обе чеченские войны. 

Так вот, хочу сказать. Они ехали туда, чтобы совершить там маленький подвиг. Простой подвиг, который заключается в следующем. Они ехали, чтобы описать тот мир, тот ужас, в котором сейчас живет юго-восток Украины. Они ехали за информацией. А будет информация — будет реакция. Будет реакция политиков, обычных людей, будет формироваться общественное мнение. И значит будут попытки как-то разрешить этот конфликт. Не будет этой информации — не будет реакции. И война будет продолжаться. Вот и весь смысл их простого, но героического подвига. Они приближали конец этой войны. А сейчас мы поговорим на эту тему с тем, кто тоже ездил туда, в Донецк, Луганск, чтобы сделать свою простую, но очень важную работу журналиста — показать войну. У нас в студии — главный оператор телекомпании «5-й канал» Сергей Королев». Сергей, первая реакция, когда ты переступил порог вагона поезда, который шел в Россию. Первая твоя реакция: Слава Богу! Живой!»

Сергей Королев, телеоператор: «Да, первой реакцией был выдох, потому что по пути домой были встречи, которые нас не очень радовали: с силовыми структурами Украины, с «Правым сектором», с таможней. Доскональные досмотры с выниманием всех вещей.

Юрий Зинчук, ведущий программы «Пульс города»: «Фото! Я просил тебя принести побольше фотографий».

Сергей Королев, телеоператор: «Невозможно было привезти фотографии, мы их сразу удалили. Потому что если бы эти фотографии были в телефонах или компьютерах, мы бы сюда не доехали. Потому что досмотр был с такой тщательностью осуществлен, что я не знаю, что они искали. У меня сложилось впечатление, что люди хотели найти повод, чтобы придраться».

Юрий Зинчук, ведущий программы «Пульс города»: «Когда они тебя обыскивали, они смотрели на тебя как на врага? Во взгляде читалась враждебность?»

Сергей Королев, телеоператор: «Конечно, враг. Потому что был такой посыл: какого вы вообще сюда приехали, зачем вы на нас наговариваете, и вообще, валите отсюда. Нам говорили по поводу погибших ребят, типа мы читали, что они пишут о нас, и вот поделом им и досталось за то, что они пишут. Вот так и говорили. Было очень неприятно это слышать, но мы должны были, стиснув зубы, опустив глаза в пол, это выслушать. Мы понимали, что если мы сейчас начнем дискутировать, мы отсюда не уедем».

Юрий Зинчук, ведущий программы «Пульс города»: «Сережа, скажи, пожалуйста, очень много оставалось материала за кадром. Когда я смотрел эти материалы, которые ты нам принес, были какие-то кадры с люком. Расскажи, что это за история с люком? Расскажи эту кухню экстремальной военной журналистики».

Сергей Королев, телеоператор: «Ты же сам тоже был на войне и знаешь, что обстрел начинается внезапно. Мы уже доснимали материал, пошли доснимать последние планы, подошли к бронемашине, и тут начался обстрел. Обстрел из миномета. Причем, достаточно серьезный, ярко выраженный. Человек, который нас сопровождал, говорил: «Ребята, уходим! Быстро-быстро-быстро!». Мы отпрыгнули в сторону от дороги в сторону машины, которая нас ждала, понимали, что есть риск попасть под снаряд, поэтому прыгнули в окоп. Сидели в окопе. Тут бойцы ополчения к нам подбежали: «Ребята, вы чего тут сидите, всё равно накроет. Там есть люк, канализация, прыгайте туда!» Мы с неимоверной скоростью прыгнули туда, там отсиделись, потом вышли, уже было тихо, изредка постреливали».

Юрий Зинчук, ведущий программы «Пульс города»: «Страшно было?»

Сергей Королев, телеоператор: «Честно? Страшно. Это война. Мины летят абсолютно бесцельно, просто в сторону».

Юрий Зинчук, ведущий программы «Пульс города»: «Действительно страшное чувство, когда слышишь, как они рядом с тобой взрываются, «ухают».

Сергей Королев, телеоператор: «Они взрываются, и ты не понимаешь, куда они упадут в следующий раз. Даже в этом люке всё равно было страшно. Мы понимали: ну что этот люк? Упадёт и всё».

Юрий Зинчук, ведущий программы «Пульс города»: «Ты был в том числе и на чеченской войне. Я тоже там был. Но там был какой-то порядок».

Сергей Королев, телеоператор: «Была линия фронта. Здесь линии фронта нет, она размытая. Непонятно, кто с кем воюет. Когда я смотрю на ополченцев, я понимаю, что они делают – они защищают свою землю. Когда я смотрю на тех ребят, которые воюют на стороне Украины, я не понимаю, зачем они это делают. По тому, как они ведут военные действия, они просто уничтожают народ. Просто стреляют в сторону, по направлению, примерно, где стоят части, у них нет четкой точки, куда надо стрелять».

Юрий Зинчук, ведущий программы «Пульс города»: «Там враг, его нужно уничтожить. А то, что там дети, женщины?»

Сергей Королев, телеоператор: «Это вообще никого не волнует. Мы попали в поселке Макарово под обстрел, когда там стояла куча мирных жителей. Буквально в километре от нас стоит бронетранспортер и танк, развивается украинский флаг, и они стреляют просто в деревню. Мы видим, что они стреляют в деревню, над деревней подымается дым. Хотя мы знаем, что ополченцы стоят сзади. В кого они стреляли?»

Юрий Зинчук, ведущий программы «Пульс города»: «Доводилось с ними пообщаться? Что они говорят?»

Сергей Королев, телеоператор: «Вообще не доводилось. Мы общались только с пленными».

Юрий Зинчук, ведущий программы «Пульс города»: «Какая-то обезличенная война. В отличие от чеченской, было понятно: одна сторона, другая сторона, линия фронта».

Сергей Королев, телеоператор: «Мы общались только с пленными, в основном это ребята-срочники, которых выдернули из домов, не умеют ни воевать, ни стрелять, ничего. Но самое страшное, что за ними стоит тот же «Правый сектор», который выполняет роль СМЕРШ в Великую Отечественную войну. То есть, если они не идут вперед, им стреляют в спину. Они вынуждены это делать».

Юрий Зинчук, ведущий программы «Пульс города»: «Сергей, я всё-таки возвращаюсь к главной мысли нашей беседы. Зачем журналист едет на войну? Я убежден, что за тем, чтобы обеспечить связь звеньев цепочки: информация, реакция, попытка остановить трагедию. Не будет информации – не будет эмоции, не будет реакции, не будет попыток остановить войну. Можешь показать какой-нибудь кусочек, из которого складывается трагическая картина войны?»

Сергей Королев, телеоператор: «Мы были в станице Макарово, когда начался обстрел. Люди приносили в каких-то чехлах остатки от этих мин: вот этими минами нас вчера обстреливали, вот они лежат. Такие страшные вещи, долетает всё до домов. Жителям там страшно не то,что находиться, им страшно даже думать о том, что они завтра проснутся или не проснутся».

Юрий Зинчук, ведущий программы «Пульс города»: «Сережа, вопрос, на который я отчасти для себя ответил. А вот как бы ты ответил на эти упреки, на ту желчь, которая разливается в соцсетях: зачем они вообще туда едут, зачем они туда прутся? Зачем? Сергей, зачем ты туда поехал? Ответь мне кратко и четко».

Сергей Королев, телеоператор: «Показать правду. Показать, как есть на самом деле. Мы смотрели украинские каналы, то, что показывают там, что русских детей насильно вывозят из страны, это вообще никак не соответствует обстановке. Большинство жителей Украины, которые живут на западе, не имеют возможности видеть российские каналы. Хотя в Интернете они могут посмотреть, что там происходит. Увидеть, что есть на самом деле. Нам говорили, что у ополченцев танки, что у ополченцев воюют чеченские боевики – кучу всякой ереси. Я не видел ни одного танка, ни одного чеченца, там обычные люди. Может каким-то частным образом кто-то приходит туда воевать из России».

Юрий Зинчук, ведущий программы «Пульс города»: «Показать правду, добыть информацию, чтобы была реакция, чтобы хотя бы на маленький шаг приблизить окончание войны».

Сергей Королев, телеоператор: «К миру. Потому что это ужасно, когда гибнут обычные люди».

Юрий Зинчук, ведущий программы «Пульс города»: «Сергей, спасибо. Хочется закончить словами из фильма пусть не про войну, но спасибо, что живой».