В Петербурге стартовала биеннале современного искусства «Манифеста». Свое творчество на ней продемонстрируют 50 художников из Европы и США. Павел Никифоров прогулялся по самым необычным площадкам.

Юрий Зинчук, ведущий программы «Пульс города»: «В юбилей Эрмитажа, в год его 250-летия в Петербурге стартует юбилейная «Манифеста», десятая по счету.

«Манифеста» — это крупнейшее в Европе биеннале современного искусства. На четыре месяца, до октября на берегах Невы высадился огромный десант художников-звезд со всей Европы.

«Манифеста» должна затронуть каждого петербуржца, ведь акции, перформансы и выставки будут проходить по всему городу: на окраинах, в Эрмитаже, в восточном крыле Главного штаба, в Первом кадетском корпусе, в рядовой жилой квартире на Марата и даже на действующем заводе на шоссе Революции. Большинство экспонатов, инсталляций и картин действительно удивят петербуржцев. Хотя мы народ искушённый в вопросах современного искусства. Но мне кажется, это интересно, когда художественные перформансы будут поджидать нас в буквальном смысле за каждым углом.

Вот по этим углам мы отправили гулять нашего культурного корреспондента Павла Никифорова. Вот его впечатления от увиденного». 

Павел Никифоров, корреспондент: «Вы когда-нибудь видели бельгийскую «Копейку»? Конкретно эта добиралась до России аж 30 лет. Первую попытку бельгийский художник Франсис Алис предпринял еще в середине 1980-х, но тогда легендарная «Лада» сломалась на границе с Германией. И вот в 2014 году эта «Копейка» не просто доехала до Петербурга, а буквально влетела в самое его сердце, в большой двор Зимнего дворца». Легенда советского автопрома влетела в эрмитажное дерево так же стремительно, как и вся «Манифеста-10» в сам Эрмитаж. Да что там, биеннале на четыре месяца захватило весь город. Юбилейная «Манифеста» оказалась не «про то, как будет существовать современное искусство в Петербурге», а про то, «где оно будет существовать».

Роман Осминкин, куратор программы «Квартирное искусство как домашнее сопротивление»: «Мы видим эту квартиру, в которой все лето будут происходить интересные события, как мне кажется». 

Так поэты Арсеньев и Осминкин в рамках публичной программы «Манифесты» до конца лета будут отвечать за перформансы и выставки в обычной жилой квартире номер 7 на улице Марата, 33. И если акционисты осмысляют ленинградские квартирники и политические разговоры на кухнях, то уличные художники осваивают ландшафт действующего завода слоистых пластиков. 

Алексей Kislow, художник из Севастополя: «Работу я назвал «Безразличное равновесие». Это один из трех видов равновесия из физики. Этот термин отображает мой замысел».

Выставка «Повод к миру», собравшая 60 уличных художников, станет еще и поводом увидеть первый музей стрит-арта в мире. Гигантские полотна на руинах заброшенных цехов, картины среди промышленных труб и вырезанный кусок стены с картиной «Паши 183» в морском контейнере. Все они станут частью параллельной программы «Манифесты».

Павел Никифоров, корреспондент: «Несмотря на страхи, несмотря на настороженное отношение музейной публики и консервативной части общества, все три программы «Манифесты», все экспонаты этих программ соответствуют всем законам России. Этому, кстати, свое внимание на открытии «Манифесты» уделил Пиотровский».

Михаил Пиотровский, директор Эрмитажа: «Мы специально проконсультировались с нашим юридическим отделом, все экспонаты биеналле действительно соответствуют закону РФ».

Основная экспозиция биеннале пройдет в Эрмитаже и восточном крыле Главного штаба. Матисс переехал с третьего этажа Зимнего на третий этаж восточного крыла. Ретроспектива Мамышева-Монро, полотна Тимура Новикова, фотографии с Майдана Бориса Михайлова, есть и архитектурные инсталляции.

Павел Никифоров, корреспондент: «Манифеста» пусть и не надолго, но практически полностью изменила внутреннее пространство восточного крыла Главного штаба. Сначала проходишь по длинному узкому тоннелю, напоминающего петербургскую подземку, а потом выходишь наружу и видишь разрушенный дом».

Художник Томас Хиршхорн удалил фасад здания, чтобы оголить шесть петербургских квартир, в которых висят подлинники Малевича и Филонова. Проект называется «Срез». Он, как и сама «Манифеста», срезает фасад с города и со страны, тем самым открывая их для художников со всего мира.

Каспер Кенинг, куратор «Манифеста-10»: «Мы празднуем 20-летие «Манифесты», то есть эта уже десятая. И моя идея была в том, чтобы провести ее впервые в Восточной Европе».

Куратор главного европейского биеннале современного искусства Каспер Кенинг во время интервью напомнил одну известную фразу, которая не требует перевода.

«Манифеста» как когда-то Петербург стала окном, только работает оно теперь в две стороны. Ставни закроются 31 октября.