Музей памяти Михаила Лермонтова предлагают открыть в квартире поэта на Садовой улице, 61. Корреспондент программы «Пульс города» изучил мнения экспертов-культурологов о возвращении городу музея легендарного поэта.

Интерес к дому пробудил юбилей поэта. Вспомнили, что в Петербурге до сих пор нет ни одного музея Лермонтова. Есть, правда, в Пушкинском доме «Лермонтовский кабинет» — своего рода музей в музее. И лермонтовская библиотека, но попадет сюда не всякий.

Николай Беляков, научный сотрудник Академии наук: «Как правило, это люди, имеющие высшее образование, либо нужно получить «отношение» из университетов и институтов. Широкого доступа библиотека не предполагает».

Личные книги Лермонтова с его автографами, газетные публикации позапрошлого века, Лермонтов на языках народов мира. Сто лет назад его и в Китае уже считали великим. И ведомственный штамп на форзаце — как напоминание о том, что музей в Петербурге существовал, но после Революции был закрыт, а коллекцию передали в Пушкинский дом. 

Раиса Иезуитова, заместитель директора ФГУК «Всероссийский музей имени А.С. Пушкина: «Жаль, что Пушкинский дом не хочет поделиться частью экспонатов. Не обязательно же всё отдавать».

Сотрудников Пушкинского дома, впрочем, тоже нетрудно понять. Иные экспонаты не имеют цены.

Великая княжна Ольга Константиновна любила Лермонтова настолько, что составила сборник его цитат на каждый день. На странице от 30 июля — автограф цесаревича Алексея. Палец ребенка обмакнули в краску и он оставил на странице тревожный иероглиф незадолго до трагедии в Ипатьевском доме. Какой музей по доброй воле расстанется с такими раритетами?

Лариса Агамалян, заведующая литературным музеем Пушкинского дома: «Мы получили коллекцию в 1917-м году, но с тех пор она пополнялась и пополнялась. Это большой труд. Почему это должно быть кому-то отдано? Подлинников никто никому не отдаст. Эта порочная практика была опробована на примере Пушкинского музея, когда Антонова предприняла демарш против Пиотровского».

«Бывают странные сближенья». Родившись в Москве, жизнь проведя в разъездах, свое назначение и Пушкин, и Лермонтов обрели именно в Петербурге.

Но вот ведь сила штампа: Пушкин для нас — часть петербургского пейзажа, а Лермонтова мы видим у горы Машук. Но это не более, чем игра воображения.

Алексей Михалев, корреспондент: «Объективно говоря, у Лермонтова нет «программного» произведения о Петербурге — такого, как «Медный всадник» у Пушкина. Более того, можно отыскать у него и антитезу: «Увы, как скучен этот город с своим туманом и водой». Но! Именно здесь он написал «Смерть поэта». Именно отсюда начался его путь на Голгофу. И именно здесь, будучи совсем еще юным, он предсказал свою судьбу, оставив запись: «Умереть с пулею в груди — это лучше медленной агонии старика». Роковые, фатальные отношения Лермонтова и Петербург буквально породнили».

Строго говоря, в 1837-м его только впервые арестовали, но именно с этого началась череда ссылок и долгих отлучек из города. Потому все реже бывал он в квартире на Садовой. И потому не оказалось там в нужный момент своего Жуковского, который бы в деталях зарисовал обстановку, которая с тех пор утрачена навсегда. И даже мемориальная табличка затерялась в музее городской скульптуры, вместо нее активисты приделали фанерную времянку.

Дарья Васильева, градозащитник: «Там была коммуналка. Ошибка, которую пора бы исправить. Как могло случиться, что в лермонтовской квартире появилась коммуналка. Теперь нам говорят, что подлинные интерьеры не сохранились. Но это не повод не создавать музей».

Ценность квартиры и в том, что это наиболее внятный след. Лермонтовский Петербург призрачен — десяток адресов, не более. Дом Энгельгардта на Невском, где начинается действие пьесы «Маскарад». Миллионная улица и район Какушкина моста, описанные в повести «Штосс». Литературное кафе Вольфа и Беранже, где впервые прозвучало стихотворение «Смерть поэта». Шпалерная, 33 — дом, в котором он простился со своей бабушкой и навсегда покинул Петербург. Память о тех событиях хранит Пушкинский дом.

Раиса Иезуитова, заместитель директора ФГУК «Всероссийский музей имени А.С. Пушкина: «Но у них нет возможности для развития. Нужен дом, особняк. Чтобы было ясно, что это — главное в этом доме. Но в Пушкинском доме Лермонтов — только часть. А здесь бы он имел свой приют. Лермонтов — бездомный в Петербурге».

Гениальный поэт с несчастливой судьбой: заурядная внешность, безответная любовь, ранняя гибель. Столетний его юбилей канул в пучине Первой Мировой войны. Столетие гибели пришлось на начало Великой Отечественной, и о нем попросту позабыли. 200-летие исключением не стало: музея Лермонтова в Петербурге по-прежнему нет.