Корреспондент программы «Пульс города» Ольга Скрипкина в день открытия Международного книжного салона встретилась с его участниками и гостями, чтобы узнать о литературных предпочтениях петербуржцев и гостей Северной столицы

Юрий Зинчук, ведущий программы «Пульс города»: «Еще одно очень интересное событие состоялось на этой неделе. Оно продолжается и по сей день. Петербург стал книжной столицей Европы. В нашем городе открылся Международный книжный салон. Девиз книжного салона 2014 — «Впервые». Впервые он проходит в историческом центре города на Манежной площади, в День города и сезон белых ночей. Впервые организованы книжные развалы под открытым небом. И наконец впервые организаторы рассчитывают, что ярмарку посетят более 200 тысяч человек. Любопытные прохожие смогут наблюдать, как на городских улицах воссоздаются исторические пейзажи, описанные классиками. Освежить в памяти любимые произведения или познакомиться с новыми можно на Малой Садовой. Она на время превратится в «улицу Хармса». По ней будут гулять Винни-Пух, Гулливер и дядя Степа и другие литературные персонажи.

Ярмарка будет работать до 26 мая. Вход на нее бесплатный для всех. А меня в связи с этим событием заинтересовал вопрос: «а что сейчас читает Петербург?». А как читает и зачем читает. Конец эпохи бумаги. Или только предчувствие этого конца. Или книга будет жить вечно. Не знаю. Большой поклонник книг Ольга Скрипкина отправилась в книжный салон в поисках ответов на эти вопросы. 

Попасть в книжный салон для настоящих поклонников литературы все равно что футбольным фанатам побывать на чемпионате мира. Для читателя это не просто прогулка по книжным развалам. Нужно успеть редкий экземпляр найти и разглядеть в толпе любимого автора. 

Писатель Евгений Водолазкин, современный законодатель мод в книжной сфере, сегодня больше похож на любителя парусного спорта, со сцены он рассказал, какие моря бороздит современный читатель. 

А вот неторопливо прогуливается Даниил Гранин. Писатель обратил внимание на книгу немецкого философа эпохи Средневековья. Современная российская и зарубежная художественная литература, справочники, учебники, фольклор, старые книги и раритетная малотиражка. Те, кто не могут привлечь посетителя известным именем автора, берут ярким дизайном стенда. Например, одна из книжных лавок разбила перед входом лужайку для читателей. Ответ конкурентов от соседнего стенда — старый мотоцикл в окружении симпатичных девушек. 

В районной библиотеке все значительно проще, народу здесь всегда немного, но ответ на вопрос кто читает и что читает можно найти и здесь. 

Скромные цифры никого не смущают. Люди идут, и то хорошо. Зато каждому читателю можно уделить много времени. Библиотекарь Зоя Ткач разве что с фантастикой не подскажет и по детективам не проконсультирует. Принципиально не читает эту литературу. В то время как в библиотеке книг про загадочные убийства и космических пришельцев 12 стеллажей. А вот вся русская классика умещается на 4 полках. 

Зоя Ткач, библиотекарь: «Тургенева очень хорошо читают, Лескова, Толстого приходят перечитывают. Если особенно пройдет какой-то сериал по телевидению. Вот «Братья Карамазовы» сразу стали пользоваться популярностью». 

Татьяна Тарасова месяц улыбается с книжной полки. Еще недавно за этим изданием выстраивалась очередь. С тех пор как на голубом экране перестали показывать ледовые шоу, интерес к мемуарам заслуженного тренера СССР упал. Теперь читательская душа требует Украины. Первыми новые веяния почуяли книготорговцы. 

Марина Кропотова, продавец: «Буквально месяц назад еще не было этой литературы. Все ходили, спрашивали. А сейчас вот ею наводнили: и история, и то, что сейчас происходит, Ольга Грейг у нас тоже с «Крымским вопросом». 

Марина Кропотова 15 лет продает книги. В одном и том же месте в ДК имени Крупской, более известной как «Крупа». Предпочтения клиента может угадать по одной только внешности. Улыбчивые девушки заходят за любовными романами, берут, как правило, «50 оттенков серого», задумчивые мужчины после 40 просят книги об истории и политике, например Валентина Пикуля «На задворках великой империи». Пожилые дамы ищут справочную литературу о садовых и комнатных цветах. 

А вот начальник отдела продаж из соседнего магазина Ольга Соловьева вкусы и предпочтения клиента по внешности не угадает, зато может сказать, какую книгу точно спрашивать не станут. Полицейский детектив пылится уже 18 лет. 

Ольга Соловьева, начальник отдела продаж: «Вот он — совсем старый Незнанский. А ведь мы с нею начинали с Незнанского, а теперь он никому не нужен». 

А в 1996-м был популярен. На ряду с фантастикой и художественной переводной литературой. В нулевых прилавки заполонили антинаучные труды хиромантов, астрологов и лжецелителей. 

Юлия Зартайская, руководитель справочной службы: «Выходило огромное количество книжек типа «Трепанация черепа в домашних условиях» или что-нибудь такое. «Лечение мобильным телефоном» и прочие странные-странные вещи». 

Теперь нарасхват учебники, профессиональная и художественная литература, но только в красивом переплете. Через несколько десятков лет останутся только подарочные издания, прогнозируют книготорговцы. Бумага, которую изобрели в Китае во втором веке нашей эры, спустя почти 2 тысячи лет умирает. Наступает эра информации. Причем цифровой. В онлайн- продажах электронные издания занимают всего один процент. Но уже через несколько лет соотношение бумажных и электронных книг может резко измениться. 

Сергей Калмыков, руководитель петербургского офиса интернет-магазина: «В 2013-м году прирост примерно в 2 раза и эта тенденция прослеживается 2-3 года. То есть рынок цифровой книги удваивается». 

В фаворитах авторы книг об успешном бизнесе и писатели, как сейчас презрительно говорят, «бульварного чтива». Впрочем, интерес общества к литературе, не требующей особых интеллектуальных способностей — болезнь не только XXI века. 

Яков Гордин, редактор журнала «Звезда»: «Всегда было больше людей, которые читают развлекательную литературу. В принципе, ничего не изменилось». 

Сейчас многие бьются в поисках ответа на вопрос — какая будет книга? Хотя в одном сходятся все — не важно где читать, важно, что читать.