В следующем году весь мир отметит 70-летие со дня Великой Победы. Петербург уже сейчас начал готовиться к этому событию. Например, на этой неделе было объявлено о том, что в нашем городе будет построена Триумфальная арка Победы. Она будет построена на народные средства. Точно так же как в свое время в Москве собирали деньги на строительство памятника Александру Пушкину.

Юрий Зинчук, журналист: «В нашем городе триумфальные ворота были. Но они были временные. Сделанные из досок. В мае 45-ого были поставлены три временные арки — на каждой из магистралей, по которым солдаты-победители входили в город. В Володарском (Невском) районе была установлена арка с надписью «Слава Красной Армии!». На Московском проспекте была установлена арка с надписью: «Героям победителям слава!». Триумфальные ворота украшали горельефные фигуры рабочего и работницы с венками в руках. Арка в Кировском районе была самой высокой — 22 метра. Ее украшала надпись: «Слава победителям!». Естественно, потом их разобрали. И вот теперь родилась идея сделать уже монументальный памятник Триумфальные ворота победы. В Красном Селе, где проходила Линия фронта. 

Один из авторов этой идеи Даниил Гранин. Мы пришли в гости к Даниилу Александровичу, чтобы спросить у него — а почему это так важно. И почему сейчас, например, на Украине в Киеве запрещают парады победы 9 мая. А в Европе всё больше и больше поднимается волна нелюбви к нашей стране. Стране, которая спасла Европу от фашизма. Даниил Гранин сам солдат этой войны и имеет право на своё особое мнение. Давайте послушаем, что сказал писатель».

Юрий Зинчук, журналист: «Даниил Александрович, первый вопрос. В следующем году наша страна и весь мир будет отмечать 70-летие Великой Победы. Для вас – это что за дата? Очередная историческая веха? Строчка в энциклопедии, которую пишет наша страна? Или это нечто большее? 70 лет Великой Победы – время, когда можно обернуться, сделать какие-то выводы? Или, может быть, какие-то выводы мы делали неправильно? Что вы по поводу этого думаете?».

Даниил Гранин, писатель, почетный гражданин Санкт-Петербурга: «70 лет – это хорошая дата, но мы всё время, от юбилея к юбилею, делаем всё более правильные выводы. Мы многого ещё не знаем. Но, во всяком случае, правда войны раскрывается. Всё больше, полнее, предстает всё более трагически». 

Юрий Зинчук, журналист: «То есть это горькая правда?»

Даниил Гранин, писатель, почетный гражданин Санкт-Петербурга: «Это и горькая, и удивительная. Лично для меня наша победа в войне – это чудо. Поскольку немецкая армия была и лучше вооружена, имела лучший командный состав. Мы отступали, бежали, казалось, всё проиграно. И то, что мы выиграли войну, в конечном счёте, это чудо». 

Юрий Зинчук, журналист: «Даниил Александрович, в связи с этим вопрос. Есть идея воссоздать Арку Победы. В нашем городе есть и Нарвские ворота, посвященные войне 1812 года, и Триумфальная арка на Московском проспекте. Зачем ещё одна триумфальная арка? Надо это или нет?».

Даниил Гранин, писатель, почетный гражданин Санкт-Петербурга: «Это ещё со времен Римской Империи. Все победы отмечались триумфальной аркой, которую сооружали, когда победители возвращались на Родину. Между прочим, Петропавловская крепость, где сооружены удивительной красоты ворота – всё это было сооружено в честь победы в Северной войне 1720 года. В Берлине, в Париже – всюду существуют эти триумфальные – не арки победы – триумфальные ворота. В 1945 году, когда была окончена Великая Отечественная война, наши войска возвращались на родину, в Ленинграде в срочном порядке соорудили деревянные триумфальные ворота. Очень хорошо и красиво сделали, хоть они были из фанеры. Сохранились фотографии, как наши войска, торжественно маршируют, счастливые лица… Должны были их сделать каменными. А так как тогда главное было восстановить скорее разрушенный Питер, то всё откладывали, откладывали, и, в конце концов, заморозили это дело. Это обидно. Потому что, если мы хотим отмечать Победу нашу, Великую, удивительную, славную Победу… Нет памятника в Питере Победе. То, что стоит на Московских воротах, это, скорее, памятник блокаде, а не Победе. Я буду очень рад, если в городе, наконец, появится такое сооружение в память о всех тех жертвах и усилиях и победах, которые привели нас к этому финалу, что мы будем отмечать 70-летие Великой Победы».

Юрий Зинчук, журналист: «Вот 70-летие Победы у нас грядет. Только-только мы отметили 9 мая. И вот что-то произошло, мне кажется. Что-то случилось. В Киеве, допустим, шествие ветеранов запретили. В Мариуполе – стреляют. В Европе какое-то негативное отношение к нам. Что случилось? Что произошло? Химия воздуха, может, изменилась? Вдруг поменялись ценности?».

Даниил Гранин, писатель, почетный гражданин Санкт-Петербурга: «Я думаю, это не вдруг. Я думаю, это произошло довольно давно. Когда я был в Германии, это было недавно, я встречался с Гельмутом Шмидтом – бывшим немецким канцлером. Он воевал на Ленинградском фронте, между прочим».

Юрий Зинчук, журналист: «Вы могли даже видеть друг друга!»

Даниил Гранин, писатель, почетный гражданин Санкт-Петербурга: «Да. Я ему задал вопрос: почему Германия проиграла войну? Почему? Вы знаете, что он мне ответил? Что они проиграли войну тогда, когда Америка вступила в войну на стороне союзников. Америка, извините, вступила по-настоящему в войну в 1943 году, когда вопрос о том, кто победит, был уже, по сути, предрешен. Это заблуждение, которое как-то пустило корни в общественном мнении на Западе».

Юрий Зинчук, журналист: «Европа сейчас отворачивается, мягко говоря, от России. Говорят, что мы поступаем не совсем в соответствии с теми ценностями, которые пропагандирует европейская культура. Насколько это правильно на ваш взгляд? Или это абсолютно естественный процесс?».

Даниил Гранин, писатель, почетный гражданин Санкт-Петербурга: «Нет, этот процесс насильственный. Я не представляю себе Европы без России. Да, мы можем считаться Евразией, но все европейские события – все связаны были с Россией. У меня такое впечатление, кризис должен разрешиться. Ну не может ужас того, что происходит на Украине долго продолжаться. Это противоестественно».

Юрий Зинчук, журналист: «Даниил Александрович, один вопрос: вы как человек, который столько книг написал про войну, который прошел эту войну, мне, человеку, который прилетел с Марса, я ничего не знаю. Как бы вы мне ответили, почему мы победили в этой войне?».

Даниил Гранин, писатель, почетный гражданин Санкт-Петербурга: «На этот вопрос ответил Пушкин. «Гроза двенадцатого года. Настала — кто тут нам помог? Остервенение народа, Барклай, зима иль русский Бог?» Он перебрал все причины. И остановился на последнем».

Юрий Зинчук, журналист: «Браво, Даниил Александрович! Я теперь понял ответ на этот вопрос! Спасибо!».