На 13 процентов подешевели акции компании VISA в течение нескольких недель после введенных санкций против банка «Россия». Инвесторы опасаются, что после принятого закона о национальной платежной системе ни VISA, ни MASTERCARD просто не смогут работать.

Теперь им придется размещать в Центральном банке страховые депозиты, в разы превышающие годовой доход. В этих условиях у российских систем есть все шансы набрать популярность. Мировой опыт в этой сфере изучила Яна Плукчи.

Разговоры о создании российской платежной системы ходят уже давно, и вот «не было бы счастья, да несчастье помогло». С 20 марта туманные перспективы резко обрели очертания конкретного проекта. Тем более успешный опыт всегда перед глазами. Например, китайская UnionPay. Учрежденная чуть больше десяти лет назад, сегодня она принимается в 140 странах мира и занимает третье место после VISA и MasterCard. Чуть менее успешной может считаться японская JCB. За почти полвека число пользователей достигло только 60 миллионов человек. В любом случае, обе они также зависимы от американского рынка. 

Дмитрий Кумановский, начальник аналитического отдела «ЛМС»: «Необходимо помнить, что UnionPay — система мировая. Рано или поздно, она придет в Америку и будет вынуждена подчиниться требованиям, которые выдвигались также к VISA и MasterCard».

По оценкам экспертов, многие операторы уже стали разрабатывать системы, которые работают бесконтактно, в том числе и чтобы удовлетворить спрос обеспеченных клиентов, ценящих в первую очередь комфорт и время. 

Иван Федяков, аналитик: «Создание бесконтактных кредитных карт, когда уже не потребуется передача этой кредитной карты из рук в руки кассиру, не потребуется ее провести где-то. Уже технологии позволяют бесконтактно, то есть просто поднести кредитную карту к считывателю и тем самым зафиксировать платеж. Остается только интегрировать кредитную карту и мобильный телефон». 

У России опыт по созданию локальных платежных систем тоже есть. С 2012 года работает система Сбербанка «Про-100». Ее принимают к оплате более 250 тысяч предприятий и около 2/3 всех банкоматов страны. В том же году была создана еще одна наша платежная система — «Золотая корона», распространенная преимущественно за Уралом. Уже через год она была признана социально-значимой. Это означает, что минимальный объем денежных переводов за 3 месяца составил более 100 миллиардов рублей. Участники рынка к таким «экспериментальным образцам» относятся с уважением, но не хотели бы, чтобы систему контролировал только один банк. 

Иван Макаров, представитель банка: «Платежная система должна создаваться под эгидой ЦБ РФ, это должно быть некоммерческое партнерство, то есть оператором национальной платежной системы не должна быть компания, целью которой является извлечение прибыли. И создателями или участниками этой национальной платежной системы или компания, которая будет оператором этой платежной системы должно являться как можно больше банков».

Еще один актуальный минус — вряд ли возможность расплачиваться такими картами быстро появится за границей. Хотя спрос рождает предложение. В той же Финляндии магазины принимают даже рубли, а значит и российские карты там будут в ходу. Среди экспертов много скептиков, однако все солидарны в одном: что бы не получилось в итоге, шансом создать собственную независимую систему нельзя не воспользоваться.