Краудфандинг: как с помощью «народного финансирования» открыть свое дело?
Если с миру по нитке, то можно собрать на целый фильм или собственное дело. В России набирает популярность краудфандинг - так называемое «народное финансирование». Именно благодаря ему многие мечты, о которых ещё несколько лет назад изобретательные петербуржцы могли сразу забыть, теперь воплотились в реальность. Ксения Ерёменко узнала, чем краудфандинг отличается от простых пожертвований.
Сладкий мультгерой Кенни, шоколадный Фантомас и аппетитный Горький, конечно, из горького шоколада. Игорю под силу превратить в сладость всё, что угодно. Куда сложнее самому удержаться.
Игорь Рубанов, кондитер: «Всегда хочется съесть и ни в чем себе не отказываю, каждый второй Ленин съеден мной. Жена говорит, зачем ты делаешь шоколад, почему не шашлыки выбрал. Он портит фигуру».
Вся сила в шоколаде. Зальём в силиконовую форму, 10 минут на охлаждение и Ленин готов. Конфетами уже накормили всех друзей. А Олимпийского мишку в Сочи отведали иностранцы.
Ксения Ерёменко, корреспондент: «Как быть если от сладостей в собственной квартире уже никуда не спрячешься? А деньги на свой сладкий бизнес, не настряпаешь, как эти конфеты. Самое время обратиться к знакомому всем способу «с миру по нитке» - на современном языке к «краудфандингу». Это что-то вроде благотворительности, когда любой желающий может пожертвовать на интересный проект».
Кондитер регистрирует свой проект на специальном сайте с просьбой: помогите, кто, чем может. По условиям краудфандинга, от сладкого пирога 13% он отдаст государству, а 10 заберёт сайт. Если за 40 дней сумма не будет собрана, все деньги вернуться к владельцам.
В это время Лариса, любуясь родным Петербургом, решила, почему бы не уместить все достопримечательности на листе формата А2. Так родилась идея настольной игры - «Невероятные приключения Корюшки». Стартуем на площади Восстания, финиш у Авроры.
Лариса Павенко, автор игры «Невероятные приключения корюшки»: «Мне выпало, что я запнулась о поребрик, значит я пропускаю ход. Можно посетить крыши Питера, поприветствовать туристов, проезжающих на кораблике. Это даёт право продвинуться дальше в игре».
На первый выпуск нужно собрать чуть больше 70 тысяч. Но просить просто так - это как-то не по-петербургски. Отличие краудфандинга от простого пожертвования в том, что спонсор за свой вклад получает скидку или первый экземпляр.
В Россию краудфандинг пришёл недавно. В 2007-м Мирослав запустил первый подобный сайт и назвал его «Круги» - больше для ценителей хорошей музыки. Стартовым проектом стал альбом «Белая лошадь» Бориса Гребенщикова - так и раскрутились. Сегодня в нашей стране около 20 таких платформ, и нередко приходится отличать стоящие идеи от происков мошенников.
Мирослав Сарбаев, создатель проекта «Круги»: «Большая часть мошенников находится вокруг благотворительных тем. Стоит посмотреть на то, какое присутствие, этого человека можно найти в сети. Второе — это здравый смысл: если человек собирает тоннель от Бомбея до Лонона, то что-то тут не так».
В успехе этой идеи сомнений не возникло у четырёх тысяч человек. Фильм независимой петербургской киностудии «28 панфиловцев» стал абсолютным рекордсменом. Создатели скромно просили 300 тысяч, но потенциальный зритель оценил проект в 3 миллиона рублей. На картину о военном подвиге, который в советское время пытались развенчать, собирали всей страной. Самый большой взнос - миллион рублей - прилетел из Северодвинска.
Андрей Фокин, спонсор фильма «28 панфиловцев»: «Я просто продал автомобиль. В последнее время таких фильмов у нас просто не снимают, хочу, чтобы мои дети смотрели хорошие фильмы».
Пока на съёмочной площадке разворачивается бой за победу, создатели сражаются за достоверность картины. Сценарий написан по воспоминаниям и письмам свидетелей. Пушки - настоящие музейные экспонаты, а гимнастёрки сшиты из оригинальной ткани, забытой на одной из ленинградских фабрик. Ни любовных сцен, ни шокирующего «мяса». Словом, мало общего с продуктом современного кинематографа.
Андрей Шальопа, продюсер и сценарист фильма «28 панфиловцев»: «Мы искали инвесторов везде, где это было возможно. И в структурах, которые близко к кино и далеко от кино, просто бизнес - это риск. Люди отдают нам деньги, верят в нас. Это единственный мотив. Мы надежду им даём, для нас это дорого, это большая ответственность».
Чтобы продолжить съёмки, создатели снова обращаются к народу. Нужно ещё 45 миллионов рублей - деньги немалые, но куда больше желание снять фильм о непобедимом русском духе. Лариса собрала необходимую сумму, и скоро первая петербургская монополия будет готова. Усилиями неравнодушных сладкоежек Игорь открывает свою шоколадную фабрику. И дело даже не в том, сколько они собрали. В них поверили незнакомые люди и помогли осуществить их мечты.
Чтобы присоединиться к обсуждению, вам необходимо войти через одну из социальных сетей.