Русская православная церковь вернет себе Смольный собор. Сейчас его залы используются как концертный зал.

Ольга Столярова, корреспондент: «Отойдет ли Смольный собор церкви — теперь только вопрос времени. В КУГИ уже готовится план передачи здания, иными словами, ищется новое помещение для музея «Исаакиевский собор», в состав которого сейчас входит Смольный. По идее, пока не будет подобран устраивающий всех вариант, переезд не состоится. Но найти подходящее здание пока не получается». 

В Смольном соборе продолжают проводить выставки и концерты, билеты на апрель вовсю продаются. И прекращать работу музейщики не собираются. Ведь Смольный в нынешнем виде — во многом их заслуга. Когда десять лет назад здание было передано «Исаакиевскому собору», в его реставрацию музей вложил четверть миллиарда рублей. 

Да и сейчас деньги требуются постоянно: на обслуживание в год приходится тратить больше 30 миллионов. Выдержит ли такую нагрузку РПЦ без финансовых вливаний, неизвестно. Деньги из бюджета скорее всего потребуются и на переезд музея. Предложенный КУГИ вариант в районе Обводного требует ремонта. 

Николай Буров, директор государственного музея-памятника «Исаакиевский собор»: «Улица Тюшина — место хорошее, но трудное, и развалено, я не зря называю его «графскими развалинами». Я сейчас прочесываю другое место, которое позволит нам хорошо работать». 

Не решен до конца и вопрос о переезде Музея Арктики и Антарктики из здания бывшей Никольской церкви. Исторически здесь располагался приход единоверческой общины. В 1937 году здание передали музею. Вернуть утраченную собственность единоверцы пытаются с 1990-х. В феврале этого года их претензии признало Росимущество. Новость всколыхнула общественность — музей выгоняют. 

Виктор Боярский, директор Музея Арктики и Антарктики: «Я всю ситуацию рассматриваю как PR-ход. Слухи сейчас будоражат население, все нас любят, у нас в два раза выросла посещаемость». 

По мнению директора музея Виктора Боярского, помещение площадью почти в две тысячи метров церкви будет просто не по карману. Только на коммунальные услуги в год приходится тратить больше миллиона рублей. Но возможному переезду музейщики даже рады. Экспозиция разрослась, в существующих помещениях уже стало тесно. Мечта Боярского — построить новое большое здание, присоединив ледокол «Арктика». Но пока процесс выбора помещения на стадии переговоров, хотя музей уже готов предложить смету. 

Виктор Боярский, директор Музея Арктики и Антарктики: «Мы оперируем цифрами в 2 млрд рублей, плюс оборудование, оно очень дорого стоит. И здесь учитывалось, что город выделит землю или предоставит ее на льготных условиях». 

Программа по реституции — возвращению церкви утраченного во время революции имущества — была запущена в России в 1990-е, одним из первых в лоно РПЦ был возвращен Казанский собор. В 2010 году претензии религиозных организаций были законодательно закреплены на федеральном уровне, спустя год — на региональном. В 2013-м, по новому закону, различным конфессиям передали 13 объектов недвижимости. В 2014-м — уже 12, но пока только Русской православной церкви. И еще четыре заявки, поданные в КУГИ в этом году, пока не удовлетворены.