Первый в России музей Первой мировой войны обретает свой дом. Реставраторы закончили восстановление Ратной палаты. Теперь очередь за музейщиками. Коллекция, которую представят посетителям, уже насчитывает несколько тысяч экспонатов, но специалисты рассчитывают и на будущие пополнения.

Мария Марченко узнала, почему работу реставраторов иначе, как подвигом не называют, и выяснила, когда откроется выставка.

Возрождение Ратной палаты иначе как реставрационным подвигом не назовешь. Внутреннее убранство было утрачено почти полностью. Народный музей Великой войны открылся здесь в 1917-м, а уже через год его расформировали. Экспонаты — ружья и боеприпасы с полей Первой мировой — разобрали плохо вооруженные красноармейцы. Не пощадила памятник архитектуры и Великая отечественная. Но больший урон, чем артобстрелы, нанесли, как это ни парадоксально…. реставраторы. С 70-х здесь были мастерские. 

Наталья Кудрявцева, заместитель директора по реставрации ГМЗ «Царское Село»: «Здесь все черные процессы были: литье, ковка, дробили камень. Здание было все перегорожено металлическими конструкциями. Реставраторы топили по-черному, и живопись была закопчена».

Так что сейчас они восстанавливают историческую справедливость. Три года кропотливой работы, и под черным слоем копоти открылись живописные плафоны. Точнее, все, что от них осталось. 

Мария Марченко, корреспондент: «Живопись на потолке сохранилась частично, не везде понятно, что изображено. Но реставраторы приняли решение ничего не восстанавливать, не дорисовывать. В европейских традициях консервации».

Как выглядел потолок, понятно только по пожелтевшим снимкам: гербы губерний Российской империи и стилизованные изображения на древнерусские мотивы. Художник Пашков рисовал их, предположительно, по эскизам Билибина. 

Ольга Таратынова, директор ГМЗ «Царское Село»: «Силикатная краска очень устойчивая. То, что дошло до нас — благодаря ей. Хорошо, что это было не масло». 

Здесь вообще много ноу-хау. Ратную палату хоть и построили в стиле Псково-Новгородского зодчества 15 века, с башнями и галереями, но внутри — все технические новинки начала двадцатого. Николай II, который лично заложил первый камень в фундамент, хотел, чтобы здесь не просто хранились военные трофеи, но и проводили лекции и киносеансы. Центральный зал вмещал 400 человек. Для их удобства — водяное отопление и вентиляция. Правда, как выглядели эти чудеса техники, сегодня можно только гадать. 

Сергей Соловьев, начальник производственно-технического отдела генподрядной организации: «Балки, которые находятся здесь сейчас, повредила вода. Металл был тоньше папиросной бумаги. Мы все заменили».

Экспонаты для музея Первой мировой войны, который здесь откроют, собирали всем миром: на аукционах, в частных коллекциях, партию оружия даже подарили таможенники. Ценный груз они задержали на границе. Один пулемет передал музею мэр Москвы Сергей Собянин. 

Ольга Таратынова, директор ГМЗ «Царское Село»: «Для нас каждый даритель ценен. И тот, кто пулемет дарит и тот, кто фляжку. Мы все назовем поименно».

В целом реставрация Ратной палаты закончена. Предстоит только благоустроить территорию вокруг. Единственный музей Первой мировой откроют, как и планировали, в августе этого года — спустя 100 лет после начала войны.