Новое здание городского суда, построенное для служителей Фемиды на улице Бассейнной в прошлом году - по достоинству оценили многие. Однако спустя некоторое время, один из сотрудников учуял в своем кабинете неприятный запах, избавиться от которого, по его словам, не предоставляется возможным.

Согласно результатам проведенной экспертизы — во всем виноваты стены. Концентрация по аммиаку в них превышает норму в 5 раз. Врачи предостерегают — такая доза опасна для здоровья. Могут ли строительные материалы стать источником едкого запаха и почему далеко не все посетители Горсуда замечают зловонные ароматы — выясняла Ксения Ерёменко.

Просторный атриум, вместительные залы, монументальная статуя Фемиды. Новый городской суд занимает почти 60 тысяч квадратных метров. Но некоторые помещения, на первый взгляд способствующие делопроизводству, по заключению Роспотребнадзора, опасны для здоровья. Стены источают запах аммиака. Эта дурно пахнущая история началась год назад сразу после переезда. Звучит абсурдно, но сотрудник суда, подал в суд на суд из-за неблагоприятных условий труда. 

В Роспотребнадзор представители Горсуда обратились после жалоб Кирилла Витченко. Правозащитник, который представляет его интересы, объясняет — что клиент борется за правду. Поэтому переезда в другой кабинет ему недостаточно. 

Динар Идрисов, правозащитник, представитель Кирилла Витченко: «Просил немедленно проинформировать о том, что есть такая опасность. Во вторых, просил запретить эксплуатацию помещений, где было превышение по аммиаку. В данном здании сейчас работает около 500 сотрудников аппарата и около 150 судей».
Не все сотрудники суда и посетители оказались обладателями столь же тонкого обоняния, как Кирилл Витченко. Одни запах не чувствуют. Другие мирятся с ним, понимая, что это в только что построенном здании такие ароматы — норма. 

Дворец правосудия обошёлся казне в 3,5 миллиарда рублей. Строительством занимался «Спецстрой России». Объект спешили сдать в срок и, не жалея себя, трудились при минусовых температурах. 

Ксения Ерёменко, корреспондент: «Конечно, аммиак в бетон строители не добавляли, зато использовали специальную добавку «Цемактив». По заключениям экспертов, именно в ней причина запаха. Смесь твердела в рекордные сроки, не мешал даже лютый мороз. В это время в городе как минимум 6 застройщиков возводят жилые комплексы по такой же технологии».
Нашатырный спирт — в его составе лишь 10% аммиака, а в чувства одна только капля приведёт любого. Лекарство в малых дозах при постоянном воздействии превращается в яд. 

Вадим Лукин, заведующий отделением токсикологии НИИ скорой помощи им. И.И. Джанелидзе: «Аммиак является провоцирующим компонентом для обострения хронических болезней дыхательных путей, которые были у человека раньше: бронхиальная астма, бронхиты и тому подобное». 

В письменном ответе на наш запрос Горсуд прокомментировал, что теперь действует согласно предписаниям Роспотребнадзора: помещения проветривают, и сейчас концентрация запаха уже не в 27, а в 5 раз больше нормы. Избавиться от «ядовитого» аромата быстро не получится. На это может уйти, как минимум, десяток лет. 

Юрий Пухаренко, заведующий кафедрой технологии и строительных материалов и метрологии СПБГАСУ: «Когда в структуре бетона появляется аммиак, то он осаживается в порах, которых огромное количество. Протяженность многие сотни квадратных метров».
Ни выветрить, ни выпарить, но можно нейтрализовать. В архитектурно-строительном университете изобрели противоядие. Воспроизведём тот запах, который уже год мешает вершить городское правосудие. 

В дело вступает нейтрализатор. Доли секунды, и аромата как будто не бывало. 

Прежде чем затевать большой ремонт, предстоит еще определиться, кто будет отвечать за эксплуатацию здания: Горсуд или судебный департамент. По документам ведомство до сих пор в стадии переезда с Фонтанки на Бассейную. Пока даже не понятно, суд какой юрисдикции должен выносить вердикт в деле об аммиаке, чтобы он был беспристрастным.