Сегодня памятная дата в истории - международный день освобождения узников концлагерей. Во время Второй мировой войны «фабрики смерти» находились на территории нацистской Германии, в странах-союзниках Третьего Рейха и на оккупированных ими территориях.

Там содержали 18 миллионов человек. Из них 11 миллионов уничтожили. Каждый пятый узник был ребёнком. Сейчас в Петербурге живут 13 тысяч горожан, которые попали в фашистский плен в детстве. Татьяна Баженова встретилась с Аллой Савенковой. Она родилась и выжила на «фабрике смерти».

Алла Савенкова, бывшая узница Освенцима: «И мне бабушка все время говорила — надо прятать, надо прятать! И никому нельзя говорить, что мы были в концлагерях». 

Что значат пять ужасных цифр, вытатуированных на руке, для Аллы Савенковой долгие годы оставалось загадкой. О том, что так маркировали всех узников фашистского Освенцима, она узнала только в студенческие годы. Причем совсем не от родственников — подсказкой стал советский кинофильм. 

Алла Савенкова, бывшая узница Освенцима: «Когда я уже закончила школу, я увидела кино «Помни имя свое». 

Алла Савенкова, бывшая узница Освенцима: «И тут я думаю «так вот же у меня тоже номер на руке». 

Алла Савенкова, бывшая узница Освенцима: «Росла я у бабушки, она 1885 года рождения. Поскольку наша семья была связана с партизанами, то всю семью отправили в концлагерь. Сначала они были в прибалтийских, а потом моя мама попала в Освенцим, а ее сестра — в Равенсбрюк. Я не знала, что я в концлагере родилась. На руке у меня номер. Мама была блок 22Б. И у нее номер 54224. А когда она меня родила, у меня уже был номер 87216. Если надела рубашку с коротким рукавом, то у меня рука вот так была, закрыта. И не дай Бог забыла спрятать, все смотрят, смотрят». 

Ни одного воспоминания о трагичном прошлом — Алле Семеновне был всего год, когда самая крупная нацистская «фабрика смерти» была ликвидирована советской армией. Заключенных отпустили на свободу. А число тех, кто не вернулся из Освенцима, по разным данным, составляет от полутора до 4 миллионов. 

Открыто говорить, что ты — ребенок концлагеря, нельзя было потому, что всех выживших считали предателями. Несколько десятков лет вплоть до Перестройки почти каждый скрывал свое происхождение. 

Алла Савенкова, бывшая узница Освенцима: «В 1988 году по радио объявляют — собирают слет в Киеве детей, малолетних узников фашистских концлагерей. От рождения до 14 лет. Там была встреча. И, вы знаете, весь зал зарыдал, мы же были уже взрослые: «Простите, что мы вам так поздно сказали».

Спустя годы она — петербурженка, учительница математики в гимназии — уже не скрывает номер и не очень охотно, но все же рассказывает свою историю. А на крайне тяжелое испытание — поехать в Освенцим — она решилась только несколько лет назад. 

Алла Савенкова, бывшая узница Освенцима: «Когда я ехала в Польшу, я знала, что я буду посещать Освенцим, я даже все свои сбережения положила на книжку сыну, потому что думала, что там и останусь. Я ходила и обливалась слезами». 

Из Польши она, конечно, вернулась. Второй раз в жизни.