1 евро – таков итог четырем годам напряженной работы и сотням миллионов инвестиций. В Научно-исследовательском автомобильном институте, которому достались технологии, уже заявили: «Ё-мобиль» дорабатывать не будут. Наш корреспондент выяснял, почему не состоялся проект века.

Гениальная новинка или грандиозная мистификация? Споры о «Ё-мобиле» не утихали с тех пор, как в 2010-м были презентованы первые модели: ё-микровен, ё-фургон и ё-кросс-купе. Бизнесмен Михаил Прохоров бросил вызов стереотипам об отечественном автопроме – дорогом, неэффективном и невостребованном. И, увы, свое пари с эпохой проиграл.

Михаил Прохоров, основатель проекта «Ё-авто»: «Мы, во-первых, закладываем завод на 45 тысяч с самого начала. Уже первый этап – 25 тысяч комплектов. Поэтому петербургская площадка будет самая большая. Петербуржцы пусть не беспокоятся. Родной город «Ё-мобиля» всегда останется в Петербурге. Здесь центр, и он всегда останется одним из самых главных».

Его вера в проект заражала. За руль презентационных моделей садился Владимир Путин, а на официальном сайте было собрано больше 200 тысяч предзаказов. Злые языки говорят: все это просто удачный пиар-ход, позволивший занять третье место на президентских выборах. Если так, то стоил он немало: минимум 150 миллионов евро. То есть по 25 евро за каждый поданный за Прохорова голос.

Сам бизнесмен объяснил закрытие резким удорожанием импортных компонентов, которые используются в проекте. «Ё-мобиль» позиционировался как народный, то есть, прежде всего, дешевый. Однако суровая реальность диктовала цену в миллион рублей – вместо запланированных 400 тысяч. Впрочем, эксперты не считают, что дело только в девальвации.

Михаил Чаплыгин, главный редактор портала Spb.Auto-Dealer: «Глупо было рассчитывать 3-4 года назад, когда проект стартовал, на то, что рынок будет цвести и пахнуть и будет продаваться 4-5 миллионов автомобилей в год. Ситуация на авторынке усугубляется с каждым годом, растет конкуренция. Такая нестабильная ситуация ведет к тому, что продажи сокращаются. По меньшей мере не совсем адекватно говорить с точки зрения рынка о том, что раз евро и доллар укрепляется, то мы сворачиваем данный проект».

Создать автопроизводство с нуля – задача не такая сложная. По крайней мере, в этом убеждает опыт китайских автомобилей, словно ниоткуда появившихся на мировых рынках. Секрет в типично китайском стремлении захватывать технологии. Инвесторы из Поднебесной скупали увязшие в долгах западные концерны, а уже через пару лет спускали с конвейера собственные наработки. «Ё-мобиль» мог пойти по этому пути, но предпочел «изобретать велосипед» своими силами.

Дмитрий Травин, профессор факультета экономики Европейского университета: «Любые высокотехнологичные производства требуют серьезных инвестиций опыта и технологий. Я напомню, что даже наш «Жигули» был создан, потому что мы закупили технологии у Fiat. Возможность что-то создать с нуля в России, не имея инвестиций, не имея зарубежных технологий, это очень сложная задача».

Китайцы не прошли мимо и на этот раз. Как уверяет сам Прохоров, за технологию ему предложили 350 миллионов долларов. Если это действительно так, то государство широкий жест бизнесмена явно недооценило. Там уже заявили, что доработкой «Ё-мобиля» заниматься не будут. А технологии пустят на другие проекты – например, на создание экологичных зеленых автомобилей. Учитывая специфику российского автопрома, кажется, что в руках восточных инвесторов детище Прохорова имело бы куда большие перспективы. Но свой неповторимый «Ё-колорит» потеряло бы однозначно. Ведь вместо букв в китайском языке используются иероглифы.