Народное голосование определит, войдет полуостров в состав России или станет украинской республикой с правами автономии.

Юрий Зинчук, ведущий программы «Пульс города»: «Чтобы более четко разобраться в том, что на самом деле происходит в Крыму, мы связываемся с нашим специальным корреспондентом Павлом Никифоровым, который сейчас находится в Симферополе. И будем с ним общаться в прямом эфире. Итак, Павел, какова последняя информация к этому часу, что сейчас происходит в городе. Вам слово – свидетельствуйте».

Павел Никифоров, корреспондент: «Юрий, здравствуйте. Сейчас я нахожусь в центре Симферополя, у Верховной Рады Крыма. Начну с самого главного — в Симферополе все спокойно. Ни одной провокации или стачки за те двое суток, что здесь нахожусь, не наблюдал. Безусловно, очень много людей в камуфляже. В частности, у Верховной Рады, где я сейчас стою, находятся кубанские казаки. По крайней мере, они мне так представились. А вот, предположим, людей так называемых людей без шевронов, о которых говорили все последнее время, в Симферополе не находили. 

А теперь другая новость, не менее важная. Создан не только макет, но и текст бюллетеня референдума, который пройдет 16 марта. Процитирую два вопроса, которые будут в бюллетене. Сразу оговорюсь, что в документе все будет написано на трех языках: русском, украинском и татаро-крымском. Вот два вопроса. «Вы за воссоединение Крыма с Россией на правах субъекта Российской Федерации?» И второй вопрос. «Вы за восстановление Конституции республики Крым 1992 года и за статус Крыма как части Украины?» То есть вопрос стоит ребром: либо хотите, чтобы Крым вошел в Российскую Федерацию как субъект, либо хотите, чтобы Крым оставался в подчинении Украины. И если граждане проголусуют по второму вопросу, то нужно учитывать, что Конституция 1992 года подразумевала не только собственного президента Крыма, но и подразумевала, что все решения, принятые в Крыму, не оспаривались и не могли быть отменены в Киеве. Другими словами, второй вопрос подразумевает не только вхождение в состав Украины, но и полную автономию».

Юрий Зинчук, ведущий программы «Пульс города»: «Хочу еще раз уточнить: вопросы сформулированы таким образом, что никакого лукавства быть не может — либо да, либо нет».

Павел Никифоров, корреспондент: «Конечно. Совершенно верно. Здесь нет двояких трактовок. Это вообще невозможно трактовать. Либо входим в состав Российской Федерации, либо остаемся под юрисдикцией Украины. Других вариантов нет».?

Юрий Зинчук, ведущий программы «Пульс города»: «А вот мне интересно, как петербуржцу, как россиянину, который когда-то давно в детстве был в Крыму, отдыхал с родителями там на курорте. Я запомнил тот образ Крыма. А что там сейчас? Есть что-то такое, что, когда сейчас приезжаешь в Крым, пронзает, поражает? Что-то такое, что сразу бросается в глаза? И ты понимаешь — нет, вот всё что я видел, слышал про события в Крыму — это на самом деле совсем не так. А здесь все по другому. Есть такая деталь и эмоции или нет?»

Павел Никифоров, корреспондент: «Наверное, вы говорите о ностальгии. Сразу скажу, что ностальгировать можно только по ушедшему. Здесь ностальгировать нельзя, потому что ничего не ушло. Я был в Крыму 10 лет назад, с тех времен ничего не изменилось, как будто время замерло. Предположим, что у нас идет прямое включение. Безусловно, я бы хотел, чтобы включение было с картинкой или по «скайпу». Но не позволяет интернет. Здесь просто нет банального 3G. Интернета как такого мобильного нет. На самом деле, жутко расстроился, как только приехал в Крым. На нас с оператором налетело огромное количество людей, которые стали предлагать услуги таксистов. Сумасшедшая безработица, общаюсь с местными таксистами, жителями. Извоз приносит основную прибыль мужскому населению. Кстати, средняя зарплата работающих людей составляет около 4 тысяч гривен. Умножаем сумму на 4 — 16 тысяч рублей, смешные деньги для столиц России».

Юрий Зинчук, ведущий программы «Пульс города»: «Симферополь сейчас называют эпицентром мировой геополитики. Но за этими громкими словами скрывается обычная жизнь обычных людей. Вот как она происходит. Какова бытовая сторона этого эпицентра мировой геополитики?»

Павел Никифоров, корреспондент: «Ответить могу очень кратко. За те два неполных дня, что здесь находимся, сняли небольшой сюжет. Он и расскажет о том, что происходит, как строится быт крымчан».

Павел Никифоров, корреспондент: «Это открытый пресс-центр Крыма. Если сегодня Симферополь, в котором мы находимся, является  центром геополитики, то это здание — источник всех последних новостей, связанных с жизнью полуострова. Например, сейчас за этими дверьми идет пресс-конференция человека, об которого вытерло ноги собственное государство — майора «Беркута», который получил ранение на Майдане».

Александру Васюкову еще совсем не давно на Майдане окружали люди с дубинками и щитами в руках. Сейчас он стоит в окружении людей с камерами и диктофонами. По тому, как осторожно он подбирает слова, понятно, что очень сложно сдержать обиду и эмоции.

Александр Васюков, майор отряда «Беркут»: «Возникло чувство незащищенности. Когда приехал сюда, сейчас вообще нахожусь в больнице, вижу все, у меня просто душа радуется, честно говоря. Люди, которые здесь находятся — гражданское население — там не были. Мне сложно объяснить им, что их могло ждать здесь».

Майор «Беркута», конечно же, имел ввиду так называемые «поезда дружбы», которые обещали прислать в Крым праворадикалы. Ни одного такого поезда так и не доехало, и город продолжает обычную жизнь. Насколько это возможно, конечно. Первое, что бросается в глаза — невероятное количество журналистов на улицах города. Представителей СМИ встречаешь на каждом шагу. 

Вот французский корреспондент, стоя на чемодане, готовится к прямому включению. А это уже съемочная группа из Италии.

Только на одной улице Пушкина — это самый центр Симферополя — нам повстречались коллеги из Японии, Швеции, Китая. На людей с микрофонами и многочисленной аппаратурой люди уже и внимания не обращают. Люди вообще стараются не обращать внимания на напряженную атмосферу и стараются жить как раньше. 

Работают бары, улицы забиты гуляющими, на перекрестках поют песни. 

Гостиницы курортного Крыма тоже работают в обычном режиме. Найти свободный номер практически невозможно — все забито. Правда, не туристами, а журналистами. Которые, кстати, не перестают удивляться местным ценам. Ночь в отеле обходится всего-навсего в 300 гривен — это чуть больше 1000 рублей. Кстати, вот вид из окна нашего с оператором номера. Потрясающий пейзаж, только погода подвела. 

Леонид Хазанов, артист эстрады: «Питерская сегодня погода. Ну ничего, мы выдержим, осталось 9 дней. Вот эти, мы должны решить. Естественно, очень много: Севастополь, Крым, я имею в виду, Симферополь, Феодосия, много людей. Все, спросите любого. Все в курсе событий».

Местный Хазанов сказал «спросите людей». Вот мы и спросили. Вот мнения и настроения самых обычных людей, спешивших по своим делам. 

В Симферополе его жители хоть и стараются не унывать, но огромная усталость все равно чувствуется, в словах, интонациях и даже воздухе. Совмин под охраной кубанских казаков, Ленин и газон перед зданием министерств — в плакатах. Единственный танк в городе даром что монумент погибшим в Великую Отечественную, и тот весь в флагах.
И как объяснить вот этим первоклашкам, почему здание Рады взято в кольцо людьми в комуфляжной форме? Молодая учительница как-то все-таки объясняет.