Экскурсию для журналистов провела начальник службы безопасности музея Ирина Кузнецова. В тайные комнаты заглянул Алексей Жуков.

Алексей Жуков, корреспондент: «Система безопасности Русского музея так же уникальна для Петербурга, как и человек, который за нее отвечает. О местонахождении каждого датчика, сенсора и камеры в целом комплексе огромных зданий и садов, знает единственная в городе женщина – начальник службы безопасности музея».

Ирина Кузнецова работает в Русском музее 20 лет. 18 из них – возглавляет службу безопасности. До этой женщины такого подразделения в музее просто не было. Под ее защитой Домик Петра и Летний Сад, Михайловский замок и Михайловский дворец, Флигель Росси и Корпус Бенуа, Мраморный и Строгановский дворцы. Экскурсию по своей вотчине начинает с выставочного зала —  самого сложного, с точки зрения безопасности, участка.

Ирина Кузнецова, начальник службы безопасности Государственного Русского музея: «Я еще раз повторю, что посетители не должны повторять этот эксперимент: я позволю себе продемонстрировать, как это выглядит. Если к картине не притрагиваться, мы ничего не видим, если мы слегка лишь коснемся, то возникает эффект звуковой сигнализации».

На едва уловимый писк сотрудники службы безопасности реагируют, как на плач ребенка. Такое отношение в генах. 95 процентов смотрителей – женщины. Сигнал тревоги звучит в зале и передается на специальный пульт. Эту комнату показывают впервые. Здесь круглосуточно следят за каждым экспонатом, уровнем наклона картин, влажностью в залах и проходящими мимо экспонатов людьми.

Ирина Кузнецова, начальник службы безопасности Государственного Русского музея: «Это метки. Вот сейчас пошла работа. Идет, видимо, кто-то, и вот это пошел сигнал тревоги. Мы видим изображение, какая именно картина выдает этот сигнал тревоги».

Всего о музейной безопасности рассказать просто не могут. Гордость – новые технологии. Раньше все было окутано проводами. Теперь за каждым предметом искусства можно следить, даже если он находится в другой стране. Для защиты коллекции музейщики многое позаимствовали у криминалистов. Как нет в мире двух одинаковых отпечатков, так нет и двух идентичных картин или монет. Система «свой-чужой» – коллекция изображений максимальной четкости – не позволит подменить экспонат. Это сразу заметят. Половину работы делают компьютеры. Но без женщин-смотрителей умные машины все равно не справятся.

Ирина Кузнецова, начальник службы безопасности Государственного Русского музея:  «Это люди, которые любят свою работу, приходят сюда. Их работа необычайно тяжела, но я им безумно благодарна, что они работают, что они помогают, и, собственно, говоря они – есть самый надежный наш защитник».

Задач у музейной безопасности каждый день становится все больше. В последние годы практикуются в защите от интернет-атак, скрывая цифровые идентификаторы картин. Сама начальник охраны не только стережет шедевры, но и учит этому коллег по всему миру.