Сегодня без каких-либо предупреждений международные системы VISA и MasterCard перестали оказывать услуги по проведению платежных операций некоторых банков России.

Юрий Зинчук, журналист: «Помните рекламу: «VISA — с нами вы открываете весь мир. Есть вещи, которые нельзя купить. Для всего остального есть MasterCard». Сегодня VISA мир этот закрыла, и MasterCard не торопится с исполнением желаний всего остального, чего нельзя купить. Красивые рекламные лодки этих международных платёжных систем разбились о суровый быт геополитических особенностей современного мира. Лишнее подтверждение — никогда не верьте заманчивой рекламе. Даже западной. Вот обещания VISA и MasterCard и их исполнение. Что называется было — стало. Сценка, которую мы снимали сегодня в одном из петербургских магазинов. 

Для справки: MasterCard WorldWide — это международная платёжная система, объединяющая 22 тысячи финансовых учреждений в 210 странах мира. Штаб-квартира компании находится в Нью-Йорке, США. 

Основана в 1966 году. В 1968 было подписано соглашение с европейской системой Eurocard, положившее начало стратегическому партнёрству с европейскими платежными системами. Раньше MasterCard был одним из лидеров на мировом рынке. Но сейчас ситуация поменялась. В 2010 году на долю MasterCard приходилось 20 % платёжных карт мира, 28,6 % — это VISA, а на первое место вышла China UnionPay 30% мирового рынка. Так что сейчас лидеры в это области уже не американцы, а китайцы. Но вернемся к сегодняшнему дню. За комментариями по поводу произошедшего мы обратились к финансовому омбудсмену России с просьбой прояснить, что это было?».

Павел Медведев, финансовый омбудсмен, член комитета Госдумы по финансовому рынку: «Для меня это было полной неожиданностью. Мне казалось и кажется, что такого рода санкции абсолютно неадекватны. Давайте попробуем проанализировать, что произошло. Одни большие начальники желают наказать других больших начальников. Но кого наказывают-то? Как всегда «холопов», у которых «чубы трещат». Что мы должны делать? Мы разработали свою карточку, называется «Универсальная электронная карта», только почему-то никак она не появляется на рынке. А она-то как раз могла бы решить задачу внутренних, по крайней мере, внутренних цивилизованных расчетов. Так всегда, знаете, мы только тогда просыпаемся, когда грянет гром».

Юрий Зинчук, журналист: «Ну, и как я уже говорил деньги можно получить свободно в банкоматах. Руководство соответствующих банков уже подтвердило готовность обеспечить всех клиентов запрашиваемой суммой. Правда, в интернет-магазинах уже не так свободно можно делать покупки. Я вот, например, игрушку не смог скачать сегодня для ребенка через интернет. Ну и ничего — пойду куплю в реальном магазине. Не в онлайн, а в офлайн. Может даже и лучше так будет. А вот что думают по этому поводу эксперты. Насколько долго продлится такая ситуация и, чем она может обернуться для нас. Давайте послушаем». 

Мария Сигова, проректор по научной работе МБИ: «С одной стороны, это подстегнет создание наших собственных национальных платежных систем. И над этим уже довольно давно работает Сбербанк, и это проект Грефа. Я думаю, что сейчас это будет таким элементом, который ускорит внедрение тех наработок, которые уже созданы. Конечно, это повод для того, чтобы банковский сектор задумался о том, каким образом им строить дальнейшие стратегии своего развития в России. С другой стороны, это момент уменьшения рынка для той же VISA. А рынок России достаточно большой». 

Яков Марков, профессор МБИ: «Западные страны с этим не согласны. И теперь начинается борьба экономических санкций. Они нам такие санкции, мы им другие санкции предъявим. Ну и так и будет продолжаться некоторое время, пока все не поймут, собственно, из-за чего спорим?».