Соответствующий законопроект внесли в Госдуму. Инициатор - депутат от ЛДПР Сергей Катасонов. Эксперты дают нерадостные прогнозы - обычная аренда жилья тоже может попасть под действие закона. А ведь скоро в Петербурге наступит «высокий» сезон. Да и гостиница гостинице рознь. Мария Марченко разбиралась.

В начале прошлого века в этом доходном доме на Васильевском снимал угол Сталин, тогда Джугашвили. Сегодня — рабочие из Азии. Полсотни постояльцев ютятся в трех комнатах. Койка на двухъярусной кровати, очередь в уборную по утрам, — все «блага» за сто восемьдесят рублей в день. 

Гостиницу без вывески для «своих» открыли в обычной квартире. С тех пор жизнь остальных обитателей здания превратилась в ад. 

Сергей Чернышев, житель Среднего проспекта В.О., 49: «Кто они такие, никакой же регистрации нет». 

Жалобы услышали в Государственной Думе. Депутат от ЛДПР Сергей Катасонов предложил закрыть общежития в домах, если у них нет отдельного выхода. Отельеры забили тревогу: среди них много добропорядочных бизнесменов. 

Мария Марченко, корреспондент: «Портьеры, люстры, запах благородной старины. Респектабельность эта парадная приобрела благодаря отелю, который открыли в квартире на втором этаже. Теперь за безопасностью следит видеокамера, за чистотой — горничные. Но если законопроект примут, под запретом окажутся даже такие гостиницы «высокой культуры». 

Антикварная мебель, подлинные афиши «Дягилевских сезонов», — интерьер своего пансиона Сергей Морев создавал лично. Чтобы гости в прямом смысле слова прикоснулись к Петербургу Серебряного века. 

Сергей Морев, отельер: «Этот звонок я нашел на барахолке за границей, потому что у нас таких не выпускают». 

Никаких шумных развлечений. Постояльцы — семейные пары и бизнесмены. Как швейцарец Андре Берленг, любят подумать в тишине. 

Андре Берленг, турист: «Я искал что-то уютное и не очень дорогое. Не похожее на гигантские гостиницы. Меня удивило, что отель находится в жилом доме. Я думаю, это обычно для России. Я нигде больше такого не видел». 

В Петербурге 600 таких мини-отелей, то есть четверть номерного фонда. Закрыть их — все равно, что отказать в гостеприимстве десяткам тысяч туристов, уверен Владимир Васильев. Он основал первый в городе мини-отель «Галакт» в конце 1980-х, но отдельного закона для таких гостиниц нет до сих пор. Нужно не запрещать хостелы, а установить для них понятные правила. Сегодня живут, кто как хочет, нередко под вывеской мини-отеля скрывается бордель. Плановые проверки полиции и Роспотребнадзора проходят только раз в три года. 

Владимир Васильев, председатель Ассоциации малых гостиниц Санкт-Петербурга: «Нужно привести законодательство к понятному знаменателю, чтобы все требования были понятные и мы могли бы исключить коррупцию, с которой сталкиваемся, когда проверяющие приходят. Когда есть единые требования, проверять просто. Малая гостиница отличается от большого отеля как хорошая живая музыка от фонограммы». 

Министерство культуры, например, предложило изменить Гражданский Кодекс, чтобы организовать номера в квартире стало проще. Иначе под запретом окажется даже сдача квартир внаем. Преприниматели надеются, что законотворцы поддержат эту идею, а не своего коллеги Катасонова. Пока же напуганные отельеры сейчас не к «высокому» сезону готовятся, а вовсю штудируют федеральные инициативы.