Петербургские парламентарии обсуждают проект законона об обращении с домашними животными. В документе пропишут и права, и обязанности владельцев питомцев.

Юрий Зинчук, ведущий программы «Пульс города»: «Все, у кого есть домашние питомцы, кошка или собака. А также мелкие грызуны, хорек домашний, птицы, мелкие неядовитые земноводные, аквариумные рыбки , моллюски, мелкие неядовитые пресмыкающиеся и неядовитые членистоногие. Это список тех животных, содержание которых теперь будет разрешено в домашних условиях. Так гласит проект закона «Об ответственном отношении к домашним животным». За содержание в жилых помещениях зверей, не вошедших в этот список, будут взимать штраф в размере 3-5 тысяч рублей, а питомцев конфисковывать. Проект вводит обязательную регистрацию домашних собак в органах местного самоуправления. 

В Петербурге насчитываются сотни тысяч домашних животных: кошек, собак, птиц, рептилий и даже диких зверей. Все они живут рядом с нами, среди нас и потому являются членами колоссального сообщества. 

Поразительно, но закона, который как-либо регулировал отношения между животными и людьми, в Петербурге не существует. Вот появилась надежда, что такой закон все-таки будет принят. А давайте посмотрим, что нам готовят законодатели. А то, знаете, как часто бывает — мы сидим, ждем, пока закон примут. А потом его как примут. Мы — ах! Как такую глупость можно было принять. А уже поздно, закон принят. А после драки кулаками не машут. Мы решили помахать кулаками чуть пораньше и посмотреть все плюсы и минусы этого закона о животных. Владелец одной кошки и одной собаки, наш обозреватель Алексей Михалев разбирался в нюансах этого законопроекта».

Налицо острый конфликт в обществе. С одной стороны, человеческие трагедии, люди, которых терроризируют бездомные собаки. С другой стороны, сообщество догхантеров, которые сами провозгласили себя защитниками, санитарами городов. А между ними, ровно посередине, ни в чем не повинные животные. Зачастую домашние, имеющие хозяев и не несущие никакой угрозы. Человечество не первый год, а где-то и не первый век пытается регламентировать отношения с домашними животными. Пионером в этом процессе выступила Британия: в 1822-м году там был принят закон, защищавший крупный рогатый скот, лошадей и овец. Произошло это по инициативе парламентария Ричарда Мартина, вызвавшего на дуэль человека, убившего собаку. Сегодня уголовная ответственность за жестокое обращение с животными предусмотрена законодательством десятков государств. Впрочем, речь не только об экстремальных ситуациях, связанных с проявлением агрессии человеком или животными. Гораздо чаще мы сталкиваемся с проявлением равнодушия и беспечности, а порой и откровенной черствости, когда животное выбрасывают на улицу, как надоевшую игрушку. 

В Петербурге насчитываются сотни тысяч домашних животных: кошек, собак, птиц, рептилий и даже диких зверей. Все они живут рядом с нами, среди нас и потому являются членами колоссального сообщества. Поразительно, но закона, который как-либо регулировал отношения между животными и людьми, в Петербурге не существует. Но есть проект закона, который сейчас находится в стадии обсуждения.

Спорной была каждая буква. Дошло до лексических тонкостей: «обращение с животными» или «отношение к животным». Зоозащитники утверждают, что в названии скрыто лукавство. 

Кира Никитина, президент благотворительного фонда «Помощь бездомным собакам»: «Закон об обращении — это вопрос обращения с животным. Вопрос купли-продажи вообще не освещен никак. Закон обращения, как с вещью».

Впрочем, вещественное обладание проект закона регламентирует внятно. К примеру, придется платить налог — 1000 рублей в год, если собака не кастрирована. То есть одно дело — разведение фикусов, и совсем другое — содержание животных.

Юрий Андреев, начальник управления ветеринарии Санкт-Петербурга: «Когда старушка, содержащая в квартире 20 собак, поймет, что платить придется 20 тысяч, наверное, она подумает. Или другим будет пример, если ее накажут».

В Петербурге сегодня насчитывается около 300 тысяч домашних и около 7 тысяч бездомных собак. Есть еще труднообъяснимый термин – «безнадзорных». Это когда хозяину дела нет, где гуляет его животное. Но сути это не меняет. Ежегодно в городе отлавливают и стерилизуют около 1300 особей. 

Вот так, допотопным методом, словно бы охотятся туземцы, работники «Спецтранса» обездвиживают бездомных животных. Потом их стерилизуют, кастрируют. И чуть позже выпускают обратно — на городские улицы. Не сказать, чтобы труд совсем бесполезный. Все же стерилизация — это 150 тысяч не рожденных щенков за последние 8 лет. И, тем не менее, бесхозных дворняг не становится меньше. 

Приют в районе «Елизаровской». Один из семи действующих в городе. Считается, что это много. А стало быть, в Петербурге, по сравнению с другими городами страны, за бездомными животными худо-бедно обеспечен пригляд. Этот тяжкий воз тянет на себе сообщество волонтеров. Живут приюты на пожертвования. Кто-то же должен спасать выброшенных из дома животных. 

Юрий Микитюк, главный врач ветеринарной клиники: «Я за то, чтобы все животные были учтены. Это безопасность человека».

Частная ветеринарная клиника на севере Петербурга. Ее основатель Юрий Микитюк известен тем, что еще лет 20 назад, не дожидаясь никаких дотаций, начал собственную программу помощи бездомным животным. Он и сегодня по 12 часов не отходит от операционного стола. Работая в убыток себе, Юрий спасает брошенных собак и кошек. Новый закон позволит разыскать и привлечь к ответственности каждого владельца, поскольку чипирование животных станет обязательным. 

Алексей Михалев, корреспондент: «Часто задаваемый вопрос: ну, хорошо, примут закон, введут налог, возможно даже существенный. А как найдут владельцев в каждой из этих квартир? Но в том-то и дело, что закон ориентирован, в том числе и на то, чтобы сделать эти отношения прозрачными. Как нельзя владеть автомобилем в тайне. Так и покупка животного, уход за ним не могут быть делом сугубо частным, теневым. 

В проекте немало мер репрессивного характера: штрафы за неправильный выгул, за неубранные экскременты вплоть до 4-х тысяч рублей. Однако, по мнению экспертов, все это в первую очередь, регулирует отношения между людьми. Об отношении к животным сказано существенно меньше». 

Кира Никитина, президент благотворительного фонда «Помощь бездомным собакам»: «Мы бы хотели большего от законотворцев. Мы хотели бы признания ответственности за жестокое обращение. Чтобы право обладания не давало права на жестокость». 

Андрей Волков, президент благотворительного фонда «Друг»: «Если бы в этом законе была прописана ответственность за убийство животного, то такое явление, как догхантеры быстро сошло бы на нет».

Насущной остается проблема захоронений. В Петербурге действуют несколько стихийных и всего одно официальное кладбище домашних животных, оборудованное в соответствии с санитарными нормами. Это и гарантия от распространения эпидемий, и соблюдение этической стороны вопроса. 

Виктор Аксёнов, начальник ритуальной службы городского кладбища животных: «Я не считаю это излишеством. Это проявление человечности. На Западе эта индустрия существует с XIX века. А мы пришли только в XXI».

Сказано в законопроекте, каких животных позволят держать дома. В их число попали мелкие неядовитые земноводные, членистоногие, пресмыкающиеся и даже моллюски. А вот голубей, крыс и тараканов конфискуют. В одном солидарны и сторонники законопроекта, и его записные критики: счастье, что появился хотя бы такой. И, что наиболее важно: в названии «Об ответственном обращении» ключевое слово все же «ответственность».