Новый поворот в деле Сергея Африки Бугаева против ленинградских авангардистов. Картины, из-за которых возник спор, снова меняют обладателя.

Осенью по решению Дзержинского районного суда они должны были вернуться к авторам, теперь — по решению суда городского — возвращаются к Бугаеву. 

Елена Болдышева — из здания суда.

Прошло уже больше шести месяцев с того момента, как художественный конфликт четырех петербургских художников с Бугаевым Африкой переместился из привычного для этой среды кухонного пространства в зал судебных заседаний. 

В ноябре прошлого года Дзержинский районный суд постановил картины художникам вернуть. После того, как Бугаев подал апелляцию в городской суд, художники стали обвинять его в том, что он оскорбил их честь и достоинство, и вообще внес изменения в полотна, написанные тридцать лет назад. 

Олег Маслов, художник: «Это все раскопал Андрей Леонидович Хлобыстин, наш великий ученый секретарь Новой академии изящных искусств, вот. Я действительно увидел, что она была другой». 

Сегодня на суде был и сам Сергей Бугаев. По его словам, все обвинения — часть спланированной акции, к которой художники имеют весьма отдаленное отношение. 

Сергей Африка Бугаев, художник, коллекционер: «Началось все это не с данной группы художников, а с некой информационной войны в мой адрес в целом. Ни для кого не секрет, что эта группа влилась стройными рядами в нападки известной достаточно в нашей стране информационной группы в лице «Эха Москвы», «Дождя» и «Коммерсанта». Если бы с самого начала художники, которых я считал своими друзьями, обратились ко мне с вопросом, касающимся работ, безусловно, они бы их получили». 

Бугаев сообщил, что большую часть картин, которые у него находились, он передал в дар Русскому музею и Третьяковской галерее. А оставшиеся экспонировал открыто, ни от кого не прячась. 
Стряхнуть пыль с дела тридцатилетней давности сегодня пришел и Владислав Гуцевич. Он помнит, как в 1980 художники вручали картины. 

Владислав Гуцевич, художник: «Так, добровольно эти ребята передавали свои картины Тимуру Новикову, чтобы он их использовал при концертах «Поп-механики». Благодаря Тимуру и Бугаеву получил какую-то цену, они стали продаваться. А они своего учителя Тимура Новикова обвинили в воровстве, покойного». 

Некоторые из картин выполнены на холстах с двух сторон разными художниками. Как их разделить между претендентами, непонятно. В результате, доводы свидетелей и защиты сумели убедить суд в правоте Сергея Бугаева. Картины должны остаться у него. 

Андрей Тындик, адвокат: «Наша позиция основывается на том, что Сергей Бугаев Африка приобрел картины законным образом двадцать лет назад. Он открыто и добросовестно ими владел — это не секрет, это очевидно». 

Будут ли художники судиться дальше, пока неизвестно. По словам их адвоката Андрея Васильева, это станет известно через пару недель, когда придет постановление горсуда. 

Елена Болдышева, корреспондент: «Для Петербурга сегодняшнее решение суда имеет колоссальное значение. Дело в том, что в 1980-е Ленинград был центром андеграундной культуры, и сейчас в городе большое количество людей, в руках которых картины оказались лишь на основе устной договоренности. Поэтому, если в судах в дальнейшем возникнут подобные иски, это дело может стать прецедентом».