Следствие настаивает на аресте. Специалиста с мировым именем задержали в прошлую пятницу.

Елену Баснер, сотрудника Скандинавского аукционного дома и бывшего эксперта Русского музея, подозревают в махинациях с продажей картины — подделки вместо подлинника, которая обошлась покупателю в 7,5 миллионов рублей. 

Что думает сам обманутый ценитель искусства, узнала Ксения Ерёменко.    

Забота о голодном питомце, а с некоторых пор и «передачки» для задержанной — на плечах родных и друзей искусствоведа. Они до сих пор не могут поверить, что их вечно преданная искусству Елена Вениаминовна сегодня снова ночует в СИЗО. 

Елена Кубель, подруга подозреваемой: «Она человек глубоко воспитанный, впитавший соки той интеллигентной среды отца. И поэтому представить, что она пошла на такое в погоне за деньгами, просто невероятно».
 
Культурную среду шокировала новость о том, что искусствовед с мировым именем подозревается в мошенничестве в особо крупном размере. 

Сергей Капитонов, официальный представитель СУ СК РФ по Санкт-Петербургу: «31 января текущего года задержана консультант аукционного дома Буковски Елена Баснер, которая подозревается в том, что летом 2009 года высказала заведомо ложное суждение о подлинности картины Григорьева «В ресторане». 
Картина художника Григорьева, которую Баснер оценила как подлинник, оказалась подделкой. Липовый шедевр обошёлся покупателю Андрею Васильеву в 7 с половиной миллионов рублей. 

Обманутый ценитель авангарда подал иск еще в 2012 году, но только сейчас дело сдвинулось с мертвой точки. 

Владислав Кириллов, полковник полиции, начальник «антикварного» отдела ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленобласти: «Есть и положительный смысл во всем этом. Проблемы из такого теневого закулисья стали выходить под свет рамп правого поля». 

Коллекционер Васильев приобрёл картину через посредника, тот, в свою очередь, указал на Русский музей. Ведь полотно хранилось там и при продаже оценивалось его экспертами, в числе которых и была Баснер. 

Ксения Еременко, корреспондент: «Русский музей провёл экспертизу и подтвердил: у них подлинник с вполне чистой историей. Картина попала сюда вместе с собранием ленинградского коллекционера Окунева в начале 1980 годов XX века. И всё это время нигде не выставлялась, была доступна только сотрудникам музея». 

Однако, по мнению искусствоведов, сделать копию уже давно не составляет труда. Достаточно одной лишь фотографии подлинника в запасниках. 

Наталья Козырева, заведующая отделом рисунка Русского музея: «Никто не знает, что было с коллекций Окунева до того, как она поступила в музей. Кто приходил в его дом, мог делать хорошие фотографии, даже в 1950 годы были хорошие фотографы. Попробуйте поймать это всё».

Почему Баснер — автор запатентованного метода определения подделки — не смогла отличить оригинал от копии? Как объяснить то, что в списке подозреваемых только одно имя, когда оценку выносили несколько экспертов? В громком деле много неизвестного. Один из главных вопросов — стоило ли заключать ее под стражу. 

Лариса Малькова, адвокат Елены Баснер: «Я буду ставить вопрос о применении более мягкой меры наказания. Тем более это предусмотрено пленумом Верховного суда 19 декабря 2013 года по мере наказания. Что такая мера, как содержание под стражей-только в исключительных случаях».

И даже сам коллекционер Васильев не рад тому, что дело обрело такой поворот. 

Андрей Васильев, коллекционер: «Женщина только подозревается в совершении ненасильственного преступления, и я чувствую себя очень подавленным, потому что я считаю, что она должна быть дома. Елена Вениаминовна стала жертвой некоторых обстоятельств, её, что называется, как в американских фильмах, подставили. И вот человек, который принёс ей эту картину, вот он безусловно должен сидеть в тюрьме».

В среду станет известно, изменится ли мера пресечения, или Елена Баснер будет арестована. Пока же в Октябрьском районном суде изучают дополнительные документы, среди которых справки о плохом здоровье подозреваемой.