«Брат», «Брат 2», «Война», «Груз 200». Сегодня создателю этих культовых фильмов исполнилось бы 55.

Алексей Балабанов скоропостижно скончался 18-го мая прошлого года в одном из санаториев Ленинградской области, где продолжал работать над очередной картиной. О том, каким неповторимого кинорежиссера, продюсера и сценариста помнят его друзья и коллеги — в материале Марии Тихоновой.

Реплики его героев народ давно разобрал на цитаты. Фильмы Алексея Балабанова массовый зритель полюбил именно за правду. Неприукрашенную, и порой даже шокирующую. Как в фильме «Война» или «Груз 200». 

На съемочной площадке после удачного дубля режиссер часто любил повторять «убедительно». И ради еще большей «жизненности» приглашал сниматься непрофессиональных актеров. 

Это не декорации к фильму, а сама жизнь — будущее арт-пространство под именем «Гаркундель». В этих стенах шоумен Олег Гаркуша мечтает учить детей снимать кино. Сам он не раз снимался у разных режиссеров, но самая яркая роль — в картине Алексея Балабанова. 

В этом фильме Гаркуше не пришлось никого играть, режиссер просил просто быть собой: музыкантом, который как и другие герои, мечтает добраться до Колокольни Счастья. 

Олег Гаркуша, музыкант, актер: «Он знал кто я, что я. Я клоун. А роль — драматическая, глубокая. И когда на съемках прошло несколько дней, он сказал: “Олег, ты великий драматический актер”». 

Фильм «Я тоже хочу» стал четырнадцатой и последней игровой картиной Балабанова. В ней режиссер осмысливает проблему ухода человека из жизни и впервые предстает перед зрителем в качестве актера. Сыграв в эпизоде практически самого себя — режиссера, он умирает в конце фильма, так и не попав на небо. 

Мистических моментов вокруг этой картины было немало. Например, та самая «Колольня Счастья» в Вологодской области внезапно обрушилась. Ровно через 40 дней после смерти Балабанова. 

Говорят, на съемках фильма режиссер надевал свитер, оставшийся после гибели Сергея Бодрова-младшего. Актера, который и после своей смерти остался героем целого поколения за роль в балабановском «Брате» и его продолжении. 

Две эти культовые картины и еще несколько фильмов Балабанов снимал вместе с кинооператором Сергеем Астаховым. Затраты почти на все работы были минимальными. Не было ни пролетов камеры, ни съемок одного диалога с восьми ракурсов. Декорации предлагала сама жизнь. 

Сергей Астахов, кинооператор: «Он зачастую писал сценарии, уже зная где будет снимать. Он заранее выбирал натуру, место съемок. Историю придумывал, исходя из существующих пространств».

Излюбленной одеждой Балабанова была тельняшка. В ней он мог появиться и на пресс-конференции, и на презентации фильма. 
 
В каждой картине режиссер поднимал близкие всему народу проблемы. Поэтому и работы получались, как русские анекдоты — если задуматься, то станет грустно. 

Дмитрий Пучков, сетевой публицист, кинокритик: «Когда тебе как штырь в мозг — не у каждого так получится. На мой взгляд, как режиссер не то что гениальный, а суперталантливый. Он у нас один такой был».

Коллеги и друзья про него говорят: режиссер из народа. Он был очень застенчив. Ходил, как и многие, в общественные бани и рюмочные. Проблемы быта его словно не волновали. Но на площадке этот скромный человек менялся, он как будто заранее чувствовал каждого зрителя. Виртуозно извлекая самые сокровенные чувства и мощные эмоции из человеческой души.