Около 2,5 миллионов рублей ежемесячно перечисляют в бюджет Петербурга рестораны-дебаркадеры. В городе их не так много: «Летучий Голландец», «Забава-бар», «Океан» и «Благодать».

Но всем без исключения придется готовиться к новым правилам игры на рынке. Об изменениях законодательства расскажет Яна Плукчи.

В споре между городской администрацией и владельцами плавучих ресторанов счет, скорее, ничейный. Дебаркадер «Парус» и парусник «Кронверк» отправились на корабельные кладбища еще в позапрошлом году. 

В то же время «Летучий голландец» и «Забава-бар» смогли отстоять в суде свое право находиться в акватории. Правда, добираться до последнего стало проблематичнее. Ведь устанавливать трап к судну владельцам «Забавы» по-прежнему запрещено. 

Впрочем, уже в ближайшее время правила игры серьезно изменятся. Новым аргументом в споре станет регламент архитектурно-художественного оформления водных объектов, который сейчас разрабатывают чиновники. Ситуацию нам разъяснили в комитете по градостроительству и архитектуре: «Целью указанного регламента является формирование архитектурного облика Санкт-Петербурга, совершенствование архитектурно-художественного оформления территории Санкт-Петербурга, а также улучшение качества внешнего благоустройства».

Ясности, смогут ли плавучие рестораны пройти соответствие архитектурно-художественному облику, пока нет. Ранее в газете «Коммерсант» представители КУГИ заявляли, что разрабатывают поправки, которые позволят не продлять договор аренды с рестораторами. 

В этом случае на освободившихся причалах смогут появиться объекты МЧС и плавучие заправочные станции. 

Бизнесмены возражают: по их мнению, корабли давно стали достопримечательностями. Чтобы доказать это, владелец «Летучего голландца» даже замерил общественное мнение. 

Вадим Финкельштейн, владелец ресторана: «А оказались результаты совсем которые я даже не ожидал: 87% жителей города, гостей, считают, что корабль стоит просто в идеальном месте. И что он украшает город и многие его называют уже достопримечательностью города. 

И я, честно говорю, я там часто бываю, и там сотни людей останавливаются, приезжают свадьбы, машины выходят, фотографируются именно у корабля, у носа корабля, у самого корабля. Просят иногда зайти во внутрь, сфотографироваться».

Расчеты социологов могут стать новым козырем в судебных тяжбах. Вместе с другим правовым нюансом — акватория Невы является федеральной собственностью. Если нахождение корабля в водах будет признано полностью законным, суд может встать на сторону рестораторов и по вопросам оборудования причалов. 

Сергей Брачев, юрист: «Если рассуждать с точки зрения гражданского права, с точки зрения общих норм, объект находится, он пришвартован к набережным. И чтобы его использовать, нужно использовать часть берега для захода, для обслуживания, для электричества, коммуникаций и прочее. И поэтому в некоторых случаях суды мотивируют тем, что КУГИ, таким образом, заваривая мостки, демонтируя трапы, препятствуют законному использованию объекта».

Кто в итоге выйдет из спора победителем, покажет время. Уже 19 февраля должно состояться разбирательство по кассации «Летучего голландца». А претензии КУГИ к владельцам «Забавы» судьи рассмотрят 4 марта.