Петербуржцы должны знать точное время. Комитет Смольного по благоустройству объявил конкурс на содержание уличных часов в северной столице.

Стоимость контракта на 2014 год около 2,5 миллионов рублей. Победителю конкурса предстоит очищать, настраивать и сверять минуты по переносному эталонному источнику точного времени. 

Анна Мельник выяснила, какие часы в Петербурге сегодня самые верные.

Эталонный источник точного времени — этот коммуникатор сверяется со спутником, и грузовичок с люлькой — вот и все имущество часового монополиста Петербурга. В ведении отдела при садово-парковом хозяйстве «Южное» — 249 уличных хронометров. Исключительно с электронной начинкой. 

Каждый год именно эта компания выигрывает конкурс на обслуживание. Стоимость контракта на следующие 12 месяцев — 2 миллиона 400 тысяч рублей. Условия жесткие, говорят специалисты. Изношенность серьезная. Парк часов не обновляли с 2007 года. 

Владимир Домбровский, начальник участка по обслуживанию уличных часов ГУСПП «Южное»: «Иногда у нас бывают проблемы с запчастями. Техника швейцарская, не всегда можно быстро получить, и стоит она дороговато. И нужно корпуса именно этих заводов, но пока нам приходится довольствоваться тем, что есть».  

Еще одно обязательство — следить, чтобы все часы шли минута в минуту. Ход времени сбивают морозы и сырость. Или — воля электронного разума. Так, в 2011 хронометр на Думской башне, вопреки правительственному указу, все же перевел стрелки на зимнее время — их попечитель, один из банков, не сразу исправил ситуацию. Итак, сверим стрелки. 

Анна Мельник, корреспондент: «Часы в моем мобильном выставлены по эталону — по тому самому коммуникатору. Сейчас на моих ровно 13 часов. А уличный хронометр на Невском, 54 показывает 13:05. Расхождение довольно серьезное». 

Анна Мельник, корреспондент: ««Точное время — 13 часов 53 минуты 30 секунд». Так который час? Служба «Точное время», 006, говорит одно, а хронометр на Каменноостровском, 52 показывает — другое. Правда, погрешность допустимая — в пределах минуты». 

А вот на Витебском вокзале часы идут точно. Правда, им доверяют в основном пассажиры старшего поколения. 

Евлампия Скворцова, жительница Петербурга: «У меня свои часы, но я люблю эти. Откуда бы я ни шла, всегда смотрю. Еду на дачу, никогда не опаздываю». 

Алексей Басов, житель Петербурга: «У меня точные часы, это сто процентов, потому что они берут время из интернета, и я сверяюсь исключительно с ними». 

Вот уже 150 лет практически безостановочно бьют куранты Петропавловского собора. У каждого старинного хронометра Петербурга, как правило, личный страж — часовщик. Индивидуальный подход позволяет добиться почти эталонной точности. 

Андрей Кудрявцев, хранитель часового механизма Петропавловского собора: «Сейчас им можно верить, потому что несколько секунд отклонение всего. А 15 лет назад, когда я пришел сюда, отклонение было 15 минут в сутки. И считалось нормой».

Тем не менее, пушка с Нарышкина бастиона стреляет, ориентируясь исключительно на радиосигнал точного времени. Получается, и массовые уличные часы, и башенные, не выполняют утилитарную функцию в полной мере. Но всевозможные хронометры — обязательная примета респектабельного европейского города.