Весь балетным мир внимательно следит за предстоящими выборами ректора училища имени Вагановой. Так сложилось, что пока все замерли в ожидании даты проведения выборов - ее пока так и не назначили, разрешилась одна из самых драматичных интриг в истории современного русского балета.
На этой неделе был вынесен обвинительный приговор участникам, так называемого, кислотного дела. 10 лет исполнителю. 6 лет заказчику. Петербург невольно стал следить за этим уголовным делом, потому что исполняющий обязанности ректора Вагановки — Николай Цискаридзе — проходил по этому делу как свидетель. И мы вынуждены обращать внимание на эти события в Москве, так как Цискаридзе теперь имеет самое прямое отношение к нашей петербургской школе русского балета.
Для Николая Цискаридзе это было первое публичное появление в статусе и.о. ректора. Он никому не отказал в общении, и терпеливо сносил фотосессии. Он был в курсе нюансов, подсказывал помощникам, когда следует гасить свет, дарил цветы, улыбки и не избегал материнской лексики.
Он так и сказал: «Нам 275 лет». Словно бы речь шла не об училище, о родном младенце. Хотя роль хозяина далась Цискаридзе нелегко: он с первых минут попал под перекрёстный обстрел фото- и видеокамер, ловивших каждое его движение.
И когда ожидаемый вопрос о напряженной атмосфере в Вагановке прозвучал, на защиту коллеги встал Борис Эйфман.
Борис Эйфман, хореограф, художественный руководитель Театра балета: «Вам, журналистам, нужно опуститься сегодня от этих глупостей, которые вы находите. И говорить о вещах насущных. У нас есть важные проблемы. И не тратьте время на ерунду».
Не то, чтобы в воздухе искрило. Просто журналисты хотели знать, но стеснялись спросить. Ведь помимо выборов в Академии, было и другое событие, к которому Николай Цискаридзе оказался косвенно причастен.
Оглашение приговора по делу о покушении на худрука Большого театра Сергея Филина. Ведущие телеканалы мира поместили эту новость в самое начало выпусков.
10 лет колонии исполнителю преступления — Юрию Заруцкому и 6 лет заказчику — ведущему солисту Большого театра Павлу Дмитриченко.
Сергей Филин, это ему плеснули в лицо кислотой, о приговоре узнал в Германии, где уже перенес около 20 операций, пытаясь восстановить внешность и зрение.
Николай Цискаридзе по делу проходил как свидетель: худрука Большого он назвал провокатором и дал ему ряд нелицеприятных оценок.
Приговором Цискаридзе был шокирован, считая, что Дмитриченко наказали чрезмерно сурово, и что карьера танцовщика для того навсегда завершена.
А ведь не так давно всех троих можно было видеть вместе.
И не только на сцене.
Вот кадры из телешоу «Ключи от Форта Байярда». Дмитриченко, Филин и Цискаридзе играют за команду Большого театра, и делают это весьма успешно. Дмитриченко, не смотря на субтильность, даже таранит двери.
Он часто рисковал, в буквальном смысле, ходил по краю, иной раз в первой позиции. Из крохотных эпизодов сложился психологический портрет. Проигрывать Николай не любит, вернее сказать, не умеет. И в любой, даже самой экстремальной ситуации, остается, прежде всего, артистом. Ярче всего это проявилось в конкурсе, который дано выдержать не всякому.
Не менее артистичен Цискаридзе был и в день своей ректорской премьеры.
То есть официально-то представляли Вагановку и академию Эйфмана, но главный нюсмейкер был для всех очевиден. Оказалось, что в Петербурге бывший премьер Большого живет наездами уже лет 15.
И потому 7 лет назад обзавелся квартирой на Васильевском острове.
Он охотно рассказывал, что вынужден дневать и ночевать в здании Академии, что ему некогда сходить в магазин и погулять по городу.
Но как только прозвучал вопрос о конфликте в коллективе — интонацию изменил.
Николай Цискаридзе, и.о. ректора Вагановского училища: «У меня ощущение, что журналистам не о чем писать и не о чем делать сюжеты. И они начинают раздувать несуществующие вещи».
Насколько оскудела фантазия журналистов, и что там в действительности произошло в Академии русского балета, станет известно, как только состоятся выборы ректора Вагановки. О том, насколько напряженная к ним идет подготовка говорит тот факт, что дату этого события администрация предпочла сохранить в тайне.
Юрий Зинчук, ведущий программы «Пульс города»: «И в качестве послесловия к сюжету хочется продолжить диалог с тем же Николаем Максимовичем Цискаридзе. Насчет того, что нам, журналистам, не о чем писать. Так вот. Отвечаем: нам есть о чем писать. И есть очень много важного и крайне насущного, о чем надо говорить, писать и что надо показывать.
В том числе и такая тема — как продолжение славной 275-летней истории нашего хореографического училища! Будущее легендарной кузницы кадров русского балета, подарившей миру величайших звезд классического танца.
Каким оно будет? Кто встанет у руля Академии русского балета. Это ли не тема для журналистских статей и репортажей? Так что ответ — да! Нам есть о чем писать. И мы будем говорить о том, какой будет Вагановка после смены руководства. И нам есть, для кого это говорить. Для всей нашей армии телезрителей, которым небезразлична судьба и будущее великого русского балета.
Так что в заключении надо отметить, что не в традициях Петербурга указывать журналистам — о чем надо или не надо писать или снимать».