Главным событием этой недели в Петербурге, безусловно, стал II Международный культурный форум. На какой спирали развития сейчас находится наша культура? Подробнее в репортаже Павла Никифорова.

Строгие, а иногда веселые, выразительные, всемирноизвестные лица, лица, и снова лица. Смотрят с интересом с картин на зрителей. Вот и на культурном форуме 2013 года — тоже, одни сплошные известные лица. Лица мирового значения и культуры. И так же, как и герои Малевича, смотрят перед собой — в год 2014-й, названный в России Годом культуры. 

Ольга Голодец, заместитель председателя Правительства Российской Федерации: «При таком форуме провести Год культуры формально не получится. Зарегистрировались 2700 участников».

То ли так случайно совпало, то ли так тонко задумали, что Петербургский культурный форум начался с открытия персональной выставки Каземира Малевича в Русском музеи. Тут волей-неволей начинаешь сравнивать авангардные идеи и портреты художника с идеями и портретами форума. 

Вот, например, на Петроградской стороне, в самый разгар пленарного заседания, посвященного современному цирку, на сцену поднимаются какие-то люди и прямо со стулом уносят куда-то Полунина. Чулпан Хаматова только провожает взглядом председателя заседания. 

А в это же время в Корпусе Бенуа куратор выставки Малевича комментирует творчество авангардистов. 

Евгения Петрова, заместителя директора Русского музея по научной работе: «Это попытка уйти от банальности. Уйти в ноль». 

А тем временем унесенный Полунин успел, как и полагается художнику-авангардисту обнулиться, вернуться и вполне серьезно высказаться о форуме. 

Вячеслав Полунин, художественный руководитель цирка на Фонтанке: «Фантастика, что такое стало происходить, что государство стало помогать искусству. Сюда съехались все мои любимцы». 

Вот они, любимцы Полунина и лица форума, все сидят за одним столом. Шемякин. Сокуров. Справа от него Бондарчук. Слева — Фокин. Додин рядом с Пиотровским и Вербицкой. Бок о бок с самим Полуниным — Эйфман. На закрытие форума подоспел и Михалков. Слушая в Мариинском театре, его речь деятели культуры расселись уже в другом порядке. Обычно по рассадке знатоки делают какие-то тонкие (многозначительные) выводы, но не в этот раз. Какие вообще можно строить предположения о том, кто как сидит, когда за одним гигантским столом уместились сразу 70 человек, многие из которых уже сейчас, при жизни, получили звание классиков». 

Михаил Пиотровский, директор Государственного Эрмитажа: «Очень важно, что теперь есть шанс у культуры. Недавно от президента мы услышали важные слова, что культура не просто часть чего-то, а что сама по себе важна. Теперь мяч на нашей стороне». 

Этому форуму порой, и правда, подходило сравнение с футболом. По скорости мышления и принятия решений на поле. 

Владимир Мединский, министр культуры Российской Федерации: «Только сейчас, в холле, у нас родилась одна идея в сфере библиотечного дела. И эта идея будет обсуждена завтра же, на собрании в 09:30 утра».

Если продолжать параллель с футболом, то иногда полевые игроки обращались за помощью к играющим тренерам. Выходило не всегда гладко. 

Тут вообще все было не так, как на других форумах. Если кто-то и заскучает, то никаких «Angry birds» на планшете. На Петербургском культурном форуме и скучают культурно — вот, например, кто-то во время одного из заседаний успел целый комикс в тетрадке нарисовать. 

Павел Никифоров, корреспондент: «Но одними разговорами — пленарными заседаниями и круглыми столами — форум не ограничивался. Утром и днем теория, а вечером начиналась практика. Больше 2000 участников расходились, кто на «Родена» Эйфмана в Александринский театр, кто на «Весну Священную» в Мариинский. В это время уже шел новый спектакль Полунина «Чу», а в Филармонии исполняли программу «120 лет без Чайковского». И так все три дня. Нон-стопом». 

А еще в рамках форума Политехнический университет подписал контракт с Русским музеем на оцифровку в 3D его залов. Благотворительный фонд «Константиновский» передал государству восемь сотен эскизов, рисунков и театральных афиш, выполненных Бакстом, Рерихом и Бенуа. Подписано соглашение о проведении в Петербурге старейшего итальянского оперного фестиваля под открытым небом «Арена ди Верона». В качестве оперной арены выбрали футбольную — стадион «Петровский». Так же в город — в Пушкинский дом — вернулся последний из неизданных дневников Цветаевой. Красную тетрадь в клетку, исписанную мелким почерком-бисером, привез ее хранитель Жорж Нива. 

Жорж Нива, славист, академик Европейской академии (Лондон): «Это лаборатория ее, кузница ее. Мы видим, как некоторые поэмы рождаются, некоторые письма. Редко бывает так, что мы можем заглянуть в интимную лабораторию». 

Что же касается формальных итогов форума, то многие из участников и журналистов обратили внимание, что резолюция форума была написана заранее, не дожидаясь окончания работы всех секций. Правда, это замечание не оставили без внимания и в Смольном. 

Василий Кичеджи, вице-губернатор Санкт-Петербурга: «У всех, у кого есть замечания — присылайте их нам. Присылайте предложения для включениях их в резолюцию в Смольный с пометкой «Культурный форум». 

Впрочем, главное культурное предложение по итогам форума успели сделать еще раньше, чем написали резолюцию. За день до форума, да к тому же в Москве. Жириновский предложил перенести в Петербург Министерство культуры.