К 20 декабря 2013 года дом Рогова должен быть воссоздан. Такое предписание год назад комитет по охране памятников вынес компании, которая в августе 2012-го снесла здание.

Собственник участка согласился выполнить поручение, но срок вышел, а место — пусто. Накануне дня «икс» туда выехала наша съёмочная группа.

Раз в десять лет, француз Всеволод Дмитриев бывает в Петербурге. Обязательный маршрут — к дому Рогова. Теперь — к пустому месту. Но как не прийти — здесь, на Загородном, 3, в XIX веке жили его предки. 

Всеволод Дмитриев, потомок одного из жителей дома Рогова: «Доходный дом это был. Дед жил в бельэтаже. У деда был слуга, называвшийся Калистрат, он каждый день приносил хозяину стакан хереса». 

Двадцатый век изрядно потрепал бывшую купеческую собственность. От комплексного строения осталась лишь небольшая часть. Из-за того, что в этом месте протянули наклонный ход станции метро «Достоевская», разрушили полквартала. 

Уцелевший фрагмент дома планировали укрепить железобетонными плитами, но не стали. Это объясняет, почему тяжелая техника расправилась с домом всего за один день. В августе 2012-го, в воскресенье. Тогда решение самостоятельно принял собственник. Потом был скандал, суд, и неожиданное решение — освободить разрушителей от штрафа. Затем — предписание КГИОПа. Воссоздать здание к 20-му декабря 2013-го. Не выполнили. Но все это время земля приносит собственнику доход. 

Анна Мельник, корреспондент: «На месте дома Рогова теперь не только автомобильная парковка. Еще и мусорный полигон. Контейнеры переполнены, но чьи они, и почему не вывозят, неизвестно. Впрочем, остался еще клочок земли — для строительных бытовок. Но к проекту возведения двойника дома Рогова они отношения не имеют». 

Реставратор Геннадий Иванов обосновался здесь прочно. Это он обустроил бытовки. И даже новогоднюю елку из металла изготовил. 

Геннадий Иванов, реставратор-строитель: «Мы здесь с 10 сентября, как было, так и есть. Вон, вагончик арендуем, и все. Мы к этой территории отношения не имеем. Мы вон тот дом строим». 

А вот и человек, который распорядился снести дом Рогова. Дмитрий Голованов по-прежнему непоколебимо уверен в правильности того решения, вызвавшего негативную реакцию у всех — от простых горожан до губернатора. 

Дмитрий Голованов, генеральный директор фирмы-застройщика: «Это был просто вопрос времени — рухнет оно само или его разберут цивилизованным образом. Поэтому я не считаю, что совершил здесь какое-то преступление, к тому же здание было выведено из реестра объектов культурного наследия. Было демонтировано аварийное историческое здание, и теперь мы по закону воссоздадим исторический колорит». 

По словам Голованова, год на воссоздание дома Рогова — нереальный срок. За это время успели только проект разработать. Сейчас он на согласовании, работа с документами продолжится чуть ли не до лета. И только осенью можно будет приступить к строительству. В КГИОПе хранятся старые чертежи здания, довольно подробные. 

Александр Кононов, представитель петербургского отделения ВООПИК: «Это действительно воссоздание точного облика того здания, которое было — в соответствии с обмерными чертежами. Поэтому никаких практических препятствий для восстановления нет». 

Ситуация прояснилась, но возникла интрига. Привлекут ли собственника к ответственности за неисполнение предписания КГИОПа? Проверка комитета назначена на последние дни декабря. И еще. Новострой будет копировать именно тот фрагмент дома Рогова, который снесли в августе 2012. Говорят, к одной из стен будет примыкать бизнес-центр. Вместо дворовых флигелей, что были в XIX веке.