Увековечить в бронзе одного из творцов облика Петербурга задумали ещё в конце прошлого века. Идею долго не удавалось реализовать и вот спустя 14 лет памятник зодчему в роскошной шубе, ботильонах и высоко поднятым подбородком обрёл своё место.

Таким Трезини увидел скульптор — Павел Игнатьев. Почему же монумент пока не будут открывать — узнал Алексей Жуков.

Алесей Жуков, корреспондент: «На установку памятника первому архитектору Петербурга ушло несколько часов. Монумент у съезда с Благовещенского моста на набережную Лейтенанта Шмидта — это восстановление исторической справедливости. Соратник Петра наконец сможет взирать на архитектуру основы которой заложил 310 лет назад».

Установку 3-тонной громадины можно смело назвать ювелирной работой. По сложности процедура сравнима лишь с разработкой самой идеи. Постановление об установке памятника появилось в 98 году, но работы стояли до 2009, пока контроль не взял на себя частный инвестор. Форму постамента Градостроительный совет перепроверял 4 раза. 

Юрий Жорно, инвестор: «Сама точка, непосредственно точка установки памятника была, два раза перепроверялась Градостроительным советом. То есть на место выехала группа специалистов. Плюс минус 30 сантиметров была определена точка установки памятника». 

Вместе с постаментом высота памятника — 6 метров. Бронзовый Трезини очевидно очень доволен всем происходящим. В пышной шубе, с планом города в одной руке, циркулем в другой, он улыбается и, склонив голову на плечо, смотрит на великий город. На Васильевском острове автор части регулярной планировки Петербурга как у себя дома. И хоть поставили мастера напротив Площади Труда, он все равно находится в окружении своих творений. 

Павел Игнатьев, скульптор: «Он работал, он строил, у него было там 9 детей, он все время находился в работе. Но главная его трагедия произошла после его жизни, потому что это забвение называется, он был забыт практически до начала 20 века. Его знали, но его не было в научном обороте, не было его документов, не знали, откуда он». 

До сегодняшнего дня в Петербурге было всего два упоминания о великом архитекторе: мемориальная доска на филфаке и монумент «Рука творца» в Музее городской скульптуры. По его проектам заложены Кронштадт, Александро-Невская лавра, здание 12 Коллегий. В его честь даже назван астероид. Но в родном Петербурге его почтили только сейчас. 

Наталья Назарова, заместитель главы администрации Василеостровского района Санкт-Петербурга: «На Васильевском острове все было когда-то первым. Это первый университет, первый футбольный матч, первый дворец, первый детский сад и памятник первому архитектору, я думаю, был бы хорошим открытием года культуры в России». 

Открыть памятник решили в следующем году, чтобы торжественный момент не растворился в череде декабрьских и январских праздников. Сегодня же стало известно, что скоро появится и второй бронзовый Доминико Трезини. Памятник отольют в России и отправят на родину архитектора в Швейцарию.