На этой неделе по всей планете отмечают 95 лет со дня завершения Первой мировой войны. В следующем году грядёт 100-летие её начала.

К этому дню в Петербурге готовят открытие первого в России музея. Его, к слову, хотели открыть еще в начале прошлого века. Почему сделать этого не удалось, знает Анна Мельник.

Для будущего музея собрано уже больше 10 тысяч предметов. Георгий Введенский и его соратники потратили на их поиски годы. Вот несгораемый сейф из кабинета военного министра Алексея Куропаткина, во время войны — командира гренадерского корпуса. Редкая вещь с фабрики Сангали. Вместо карт и планов походов, теперь в нем хранятся с виду невзрачные, но, по сути — уникальные экспонаты. 

Керосиновый фонарик с обгоревшим фитилем, который надевали на руль мотоцикла, как заменитель фары. В Первой мировой впервые появились два новых вида войск — автомобильные и авиация. Надо отразить это в экспозиции, так что и вот эти стальные стержни, оказывается, редкость и ценность. 

Георгий Введенский, начальник военно-исторического отдела ГМЗ «Царское село»: «Это самолетные стрелы. Практически они не сохранились. Они были в контейнерах, и летчик рычагом их разрывал и сыпал сверху на противника». 

Георгий Введенский раздобыл даже хлорные гранаты и «лимонки» всех войск Антанты. А вот полные комплекты обмундирования офицеров найти не удалось. Вещи, которые еще в 2009-м можно было за пару тысяч евро купить на уважаемых европейских аукционах, не просто резко подорожали — закончились. 

Георгий Введенский, начальник военно-исторического отдела ГМЗ «Царское село»: «На наш вопрос «Почему?» нам сказали: «А потому, что Австралия и Америка все как пылесосом высасывают. Тоже готовятся встречать юбилей». 

Охота за редкостями продолжается, как и ремонт музейного здания. Строители работают на северной окраине Александровского парка уже три года. 

Анна Мельник, корреспондент: «Ратная палата — здание, напоминающее монастырское подворье — это одновременно и будущий музей Первой мировой, и его главный экспонат. Ратную палату построили при Николае II, в старорусском стиле, специально для демонстрации трофеев той кампании». 

Императорский музей Первой мировой так и не открылся, поскольку после революции эти события стали трактовать по-иному. Некоторое время помещения занимали студенты сельхозинститута, потом — кузница, а затем здание несколько лет пустовало. Без отопления и нормальной электропроводки, оно было никому не интересно. Теперь это будет полноценный филиал музея-заповедника Царское село. Открытие — в 100 летнюю годовщину начала Первой мировой — в августе 2014 .

Наталья Кудрявцева, главный архитектор ГМЗ «Царское село»: «Историческая сохранность этого памятника довольно высокая, вот видите перила кованые, в древнерусском духе, тоже сохранились». 

Ратная палата никогда не была руинами — необратимых утрат немного. Пропали двуглавые орлы на фасаде, и настенные росписи сильно повреждены. Реставраторы восстанавливают их частично — там, где это возможно. 

Так же и музейщики пытаются повторить планы своих коллег вековой давности. В 1915-м в палате планировали разместить военную коллекцию, собранную Еленой Третьяковой, родственницей основателя знаменитой галереи. Все предметы бесследно исчезли. 

Теперь вместо подлинных портретов Георгиевских кавалеров будут фотокопии. Что-то заменят средствами мультимедиа. Но уже ясно, что «новодел» сведут к минимуму.